(part1)(part2)(
part3)(
part4)
Бандит
Что мы знаем о бандите? Мы знаем, что он православный - крестик носит, верит в Бога, ходит на исповедь и даже причащается и при этом он себя считает хорошим человеком, и что он делает нужную работу для общества:
- Вот у меня жизнь - я сегодня ночью, четырех негодяев завалил. Потом в церковь сходил. Исповедался, причастился. Теперь вот в бане сижу.
И в целом, вроде бы, он действительно, не плохой человек - заботится о теплых одеждах, старается помочь ближним (той же проститутке), но все же какие у него одежды? Во что одета его душа (по ходу фильма, происходит постоянная смена одежд)? Как мы уяснили выше - по сути он мытарь, который занимается лихоимством. Вот, что пишет о таких святитель Тихон Задонский:
«Лихоимство - это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают. И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу», - учит апостол (Иак.4:4). Враг человеческий, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.
2) Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно. Слушай, что через пророка Бог говорит: «и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», - и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконик в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив будет, и не умрет» (Иез.33:14-15)». [7]
Т.е. в нашем случае, видим, что человек вроде бы ходит в церковь на исповедь, но покаяния на самом деле у него не происходит - чистый формализм в отношении к Богу, поэтому Бандит и затаривается всевозможными одеждами в путь к Колокольне. Все его рассказы из своей жизни - или просто тупые и бессмысленные, или смакование с убийств.
Но при этом, он четко ориентируется в вере. Когда они въезжают в «зону», Матвей спрашивает:
- А почему они все головой в одну сторону лежат?
И знающий, «православный бандит» отвечает:
- От Колокольни идут.
Но знания его, и его вера не открывают дверь к счастью - душа его гнилая. В бане он говорит:
«А в центре Колокольня, она людей забирает, но говорят не всех. А у меня вобла классная есть - может возьмут».
Что значит рыба в Евангелии?
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
(Матф.4:18,19)
Т.е. по сути, рыба - суть душа человека. А вот душа у Бандита, сущая вобла - т.е. не живая рыба, высушенная и закоптевшая, и не мудрено, что такую «рыбу», Колокольня не приняла.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.
(Матф.22:11-14)
Матвей
О Матвее, в принципе, мы все сказали - да и так все понятно - человек сам отказался идти к Колокольне. Но интересен момент почему он отказался идти, ведь Мальчик в машине сказал ему, что, в принципе, Колокольня забрала бы его, но он не пойдет.
Итак, чтобы понять, опять вернемся к самому началу его пути. В бане Бандит говорит Музыканту, что они вместе с Матвеем решили идти к Колокольне, но когда они приезжают за ним в больницу, то Матвеев отказывается ехать:
- Нет, братуха, я не пойду. Что-то в лом братан.
А когда они едут за теплыми одеждами, говорит:
- Я думаю, фуфло все это и мне по барабану.
Т.е. вера его, на самом деле несозревшая, инерционная и бездейственная - маловерие. И самое важное - ему все равно обретет он счастье или нет. Это бездейственная душа. И в путь к Колокольне он не пошел сам, как остальные, и так уверенно, как Мальчик и Проститутка, но по принуждению.
И как видим из разговора у костра в «зоне», и понятие о Боге у него вообще на уровне зеленных человечков, НЛО и прочей ереси, которыми пичкает людей телевидение и желтая пресса. Когда Музыкант сослался на Библию и Христа, он по сути, отказался от Евангелия:
- Родил Сына, чтобы все в мире жиле.
- Ну, и не вышло у Него ничего.
Нельзя сказать, что душа его совсем мертва - все-таки он идет (и то, пока его ведут на автомобиле), он из всех, наверное самый внимательный, как отмечалось выше, именно он заметил ту странность, что все мертвые лежат головой от Колокольни.
В машине он рассказывает, что ему нравится постоянная смена состояния - от добра ко злу, так жизнь интереснее. Т.е. у него нет желания держатся только добра. У него уже была любовь, но он ее не удержал, и не сделал над собой усилие, чтобы удержать ее. Не мудрено, что когда счастье уже было рядом, он выбрал мерзлоту. И достоин ли такой счастья, если он не может удержать любовь?
38 Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.
(Евр.10:38,39)
Кстати, таким «колеблющимся», наиболее часто и обращена проповедь Евангелия, его «миссионерит» и побуждает Музыкант, держащийся Библии: «Нужно идти!», но бездейственная душа, не приучена идти, а дорогу обрящет лишь идущий:
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
(Матф.7:7,8)
Музыкант
Кто такой Музыкант? Опять обратимся к самому началу фильма, как он начал свой путь к Колокольне и с чем пришел. Мы видим его молящемся в храме, и вслушаемся в молитву, которой он обращается к Богу:
Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить; мужество - изменить то, что могу; и мудрость - отличить одно от другого. Да будет воля Твоя, а не моя. Аминь!
Т.е. он также, как Бандит верует в Бога, но… в отличии от Бандита, он осознает свою немощь перед Богом, и он полностью полагается на Бога («Да будет воля Твоя, а не моя»). При этом он не осознает себя праведником, ибо он… хронический алкоголик. Откуда мы это знаем? Из самой молитвы. Дело в том, что это молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (1702-1782) [8], которая является основной молитвой группы Анонимных Алкоголиков «Vesvalo», в православной адаптации (т.е. то самое добавление в конце молитвы «Да будет воля Твоя, а не моя»).
Если у кого еще остаются сомнения, то обратим внимания, что по ходу фильма, он сам, без того, чтобы ему предложили, просит у Бандита бутылку водки - вначале робко, потом уже более тверже, а к концу фильма, он уже требует водку, при этом они весь фильм хлещут водку из горла без всякой закуски.
Итак, перед нами алкоголик, т.е. пьяница, которому, как отмечалось выше, закрыто Царствие Небесное, по сути, тот же мытарь, но это кающийся мытарь, повторюсь - осознающий свою немощь и свою греховность. Т.е. в самом начале фильма, в самом начале пути к Богу, в бане (о ней поговорим позже) встречаются два верующих человека, два мытаря, и оба хотят счастья, но по состоянию души это совершенно разные люди - один из низ считает себя праведником, а другой грешником:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
(Лук.18: 13)
Что мы еще знаем о Музыканте? Да почти что ничего. Самое меньшее мы знаем о нем - он очень скромен и немногословен о себе. Он не бьет себя в грудь и не бахвалится своими похождениями. С виду, жизнь у него серая (как говорит ему Бандит: «Какая у тебя жизнь?! Вот у меня жизнь!»). Максимум, что он мог сказать о себе - что он радист. Кто такой радист? Который передает сообщения в эфир, поддерживающий связь с внешним миром. Т.е. он - молитвенник. Кающийся молитвенник, непрестанно молящийся.
17 Непрестанно молитесь.
19 Духа не угашайте.
(1Фесс.5:17, 19)
Лишь у костра его, перед последним рывком к Колокольне, его прорывает, и он исповедуется перед всеми:
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
(Иак.5:16)
Стоит ли удивляться тому, что после покаявшейся Проститутки, Музыкант был следующим, кого Колокольня забрала? И вот мы видим яркий пример - двое, «праведник» и алкоголик, одновременно, вместе начали путь и один был принят Колокольней, а другой нет… притча о мытаре и фарисее заканчивается словами:
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лук.18:10-14)
Мальчик
Кто такой Мальчик? Он не попутчик главным героям - он лишь садится с ними в машину на короткое время, чтобы сказать каждому из них важные слова, ведь они идут за Счастьем. Мальчика мы тоже видим в самом начале фильма - он тот, кто твердо знает, что Счастье есть и он знает, где оно. Поэтому он и садится в машину к ним. Разве он предсказывает им судьбу, как многие верят, что у каждого уже прописана судьба и ничего нельзя изменить. Нет, тогда он бы и не садился в машину - зачем ему это, если он знает, где Счастья и главная его цель именно Счастье. Иначе он бы с ними доехал до последнего магазина. Напротив, он дает им каждому по слову, последний шанс, пока они еще на пути к Счастью, дабы они могли обрести Счастье. Хотя, может он и знает, кого Колокольня заберет, а кого нет, но разве он забирает? Он решает? Зависит ли от него участь Матвея? Нет - от Колокольни. Зависит участь Матвея от судьбы? Нет - от колокольни и своей воли. Ему дается очень обнадеживающее слово:
- Тебя бы взяли.
Т.е. у него есть реальная возможность. Но он сам отказывается от нее - не судьба, а он сам выбирает остаться в мерзлоте.
Также и Бандиту, который считает себя достойным того, чтобы Колокольня его забрала (у него же есть хорошая вобла), он говорит четко, что его не возьмут. Это должно было бы Бандита заставить задуматься, что может у него не все хорошо, и может стоит перетрусить всю свою жизнь, но он опять хвалится, как бы хорошенько вытрусил сутенера, а не свою душу.
И смиренному Музыканту, Мальчик говорит, что того возьмут, и Музыкант воспользовался шансом и у костра исповедуется в праздной своей жизни. И непонятное издевательское исполнение песни на дворовой мотив, которое никак не увязывается с его новенькой гитарой, на самом деле юродство - он понимает, что все его творчество и соответствующая жизнь, одна большая пустышка.
Итак, кто же все-таки мальчик? Как отмечали выше - он весьма ревностно и целеустремленно идет к Колокольне, не останавливаясь у магазина. Он не многословен и не теряет лишних слов. Он одет налегке (еще Бандит замечает сразу же: «Ты че-то как-то не одет»). Он четко знает свой путь, свой маршрут - он знает, где Колокольня. Он избегает разношерстную компанию, и не пользуется возможностью быстрее и комфортнее доехать до Колокольни. И не смотря на то, что он идет пешком, он самый первый доходит до Колокольни.
Мальчик - это суть монах, который имеет твердую веру и истинное знание о Боге, т.к. он идет прямым путем. Это те, кто выбрал путь совершенных:
20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
(Матф.19:20,21)
И поэтому Бог им дарует особые дары, в том числе дар пророчества и ясновидения. Это не Мальчик разговаривает с попутчиками, а Колокольня через него.
(part1)(part2)(
part3)(
part4)