«Ку! Кин-Дза-Дза» (Георгий Данелия, Россия, 2013)

Apr 18, 2013 19:49

название рецензии: РЖАВЫЙ АПОКАЛИПСИС




Ку!

Что за слово? Глупый вопрос. И так все знают. Так же, как и что такое “Кин-Дза-Дза”. Впрочем, у опытного зрителя может возникнуть искушение поморализаторствовать: де, молодежь со своим поп-корном все-таки ни фига не знает о великой и уморительно смешной антиутопии Георгия Данелии. Вообще-то знает, а если кто и нет, то “Ку! Кин-Дза-Дза” призвана частично восполнить вероятный образовательный пробел.

Только это не фильм. Это мультфильм. В 3D для пущей доходчивости.

Как говорит сам Данелия, американские продюсеры 10 лет назад обращались к нему с идеей переснять оригинальную картину. Режиссер отказался: новая «Кин-Дза-Дза» была невозможна без Леонова и Яковлева. Тогда ему предложили сделать Уэфа и Би мультипликационными, а остальные роли отдать живым актерам. Американская затея не воплотилась, зато Георгий Николаевич решил снимать анимацию. Проект был запущен в 2005 году, приостанавливался из-за нехватки средств, но прошлой зимой был благополучно завершен.

Основная сюжетная линия сохранена, изменились герои и антураж. Вместо строителя Машкова и студента Гедевана на планету Плюк по вине заплутавшего инопланетянина (озвучен самим Данелия) попадают знаменитый виолончелист, бывший боксер Владимир Чижов и его легкомысленный племянник Толик, приехавший в Москву поступать на курсы ди-джеев.

Взаимопонимание они находят не сразу, но выживут именно благодаря деловой хватке и энергичности Толика, а также его умению петь дурным голосом «Мама, мама, что мы будем делать», попутно издавая на дядиной виолончели ужасные звуки, которые нравятся аборигенам Плюка. Так же, как и в фильме, главные герои встретят чатланина Уэфа (Андрей Леонов - сын Евгения Леонова) и пацака Би - тоже в некотором роде артистов. Появилось несколько новых эпизодических персонажей, в том числе занятный робот-воришка Абрадокс. Остальное - то же самое, в том числе и язык. Есть и гравицаппа, и эцилоппы, и кц, и общепринятое ругательство «кю!», и знаменитое «ку!», которое означает все остальные слова.

В целом - впечатления противоречивые. Во-первых, непонятно, зачем было делать все в 3D: он ничего не добавляет в визуальном качестве фильма, это очевидно двумерная работа. Пейзажи прорисованы интересно, хорошо выполнены много инопланетных деталей, но по-настоящему оригинальных решений не так много, особенно в том, что касается героев; из характеров в полной мере удались разве что жуликоватый робот и предприимчивый Толик. Вдобавок не слишком содержательна главная линия: если отбросить второстепенные сцены, то получается, что вся история - о том, как шалопай-племянник подружился с ворчливым дядюшкой. После «Кин-Дза-Дза», которая выглядела как глубокая притча обо всей нашей трагикомической действительности, это как-то малоубедительно.

Реалии первого фильма вызывали дружный хохот, потому что были легко распознаваемы залом в 1986 году. Сейчас, как бы банально это ни звучало, иные времена. В чем-то лучше, а в чем-то и хуже, чем в полном надежд 1986-м. Ныне ржавые метафоры Плюка прикрыты блестящей и на первый взгляд непроницаемой пеленой всеобщего спектакля одурачивания. «Ку!» вслух никто не говорит, но эцилоппы стали намного наглее, пацаков поубавилось, чатлане возросли числом, а в каждом городе и районе теперь свой великий ПЖ, даже в ЖЭКе. Кто может - торгует гравицаппой, кто может - крадет чатлы всеми возможными путями, кто может - улепетывает на другую планету. По сути, произошел именно тот самый конец света, который никто не заметил: Плюк со всеми его пустынями и малиновыми штанами налетел на Землю и слился с ней незаметно для окружающих.

Теперь, чтобы показать окружающую дичь и абсурд, необязательно лететь в далекую, далекую галактику. Достаточно просто посмотреть вокруг. Кю.

Дмитрий Десятерик, "День"

российское кино, анимация

Previous post Next post
Up