Последний фильм "озорного" французского режиссера Франсуа Озона "В доме".
С самого начала в фильм вводится акцент. А именно: неудовлетворенность одного из главных героев. Он, учитель французского языка в школе, сидит на собрании, где директор оглашает принятое администрацией решение - ввести школьную форму. Это заявление вызывает оживление в рядах слушателей, но учитель остается неподвижным, угрюмо смотрящим в пустоту объектива. Этот человек настолько устал от серости и заурядности своих учеников, что школьная форма не может уничтожить в его глазах ту индивидуальность, которой он и так не обнаруживает.
Но тут, сидя дома и зачитывая жене бездарные сочинения своих учеников, он натыкается на одно, которое интригует его своим слогом и содержанием. И учитель понимает, что нашел наконец ученика. И начинает с ним работать.
Мальчик пишет о том, как ему удалось проникнуть в дом своего одноклассника, который манил его в течение года. Ему непременно хотелось узнать, что же происходит в стенах этого мещанского дома. И он, словно через замочную скважину, наблюдает чужую жизнь, играет и разыгрывает некий сценарий, который ложится в основу его романа, который мальчик начинает писать в сочинениях на лист, одно за другим, обрывая их, словно Шахерезада, в самом интригующем месте: "продолжение следует...".
Но чтобы писать роман, мальчик заходит все дальше в своей игре, не в силах остановиться и снимая с себя всякую ответственность, в то время как учитель уже пойман на крючок талантливым учеником и бросает средства в пламя горящей цели. И как далеко это может зайти?..
На протяжении всего фильма узнаваема кисть художника - у Озона есть свой стиль и его не трудно заметить. Фильм рассказывает о людях, об их пристрастиях, пороках, слабостях. Акцент во многом сделан на интриге - "что же будет дальше?" Француз всегда тяготел к детективности, которая так успешно захватывает зрителя и кружит в водовороте напряжения, нетерпения и страха. Нет, это не Кинговская интрига, наводящая ужас, это интрига Франсуа Озона, сталкивающая лбами людей, словно заключающая их в необратимость сюжета.
Режиссер снова играет с реальностью: он постоянно бросает нас о вопрос: "Что же было на самом деле?, Где реальность, а где фантазия?" И нужно сказать, что всех ответов зритель так и не получит. Останется место для творчества воспринимающего. Реальность в фильме многопланова - сюжет переигрывается, словно главенствует не реальность, а литературная линия, роман, который захватывает собой всю канву фильма. Что собственно, очень удачно отражается в приемах съемки фильма, когда учитель и ученик обсуждают написанное, в то время как зрителю предоставляется картинка как их разговора, так и содержательной его части, то есть, того, о чем мальчик написал. И в этих кадрах смешивается вымысел и действительность, настоящее и прошлое. И постепенно они теряют смысл, который переходит в некий иной план, смысл полностью помещается в акт литературного творчества, мы, воспринимающие, становимся заложниками этого романа, где правда теряет значение, а важно лишь то, что именно будет написано, чем закончится роман...
В самом конце фильма невероятно красиво передан этот смысл. Учитель и ученик смотрят в окна дома напротив парка, где они сидят и наблюдают за двумя женщинами, которые ругаются на балконе. Слов они не разбирают. И начинают игру: они озвучивают "немое кино", придавая свои смыслы наблюдаемой картине... И нас захватывает не то, что именно происходит между этими женщинами, а как эти двое наблюдателей используют то, что они видят, чтобы сознать нечто новое...
И несмотря на то, что это безусловно "фильм Франсуа Озона", в нем присутствует какая-то новая глубина проработки характеров, образов, которая в прежних работах поглощалась сюжетом. В самом фильме герои неоднократно упоминают о необходимости проработать характеры тех или иных фигурантов романа. И режиссер, словно сам себе напоминая об этом, следует своему указанию...
Хочется пересмотреть этот фильм. А значит, для меня он удался...