Лучшая мужская роль - это когда артист играет самого себя?
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Международный Каннский фестиваль вот уже больше полувека пользуется популярностью и заслуженным уважением во всем мире. Ежегодно Лазурный берег Франции посещают выдающиеся деятели мира кинематографа и истинные ценители искусства. Наряду с высокими наградами для фильмов, фестиваль не забывает отмечать заслуги отдельных личностей, работающих перед камерой и за ней. С 1946 года ведется номинация «Лучшая мужская роль», в которой были отмечены актеры разных возрастов, национальностей, исполнявшие роли в различных жанровых направлениях. Стоит упомянуть некоторых из них за последние несколько лет.
Томми Ли Джонс в 2005 году получил признание жюри за лучшую мужскую роль в драме
«Три могилы», где он также выступил в роли режиссера. Несмотря на то, что фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», жюри ограничилось признанием игры актера перед камерой, а не работой за ней. Сложно представить, что эту роль кто-нибудь смог сыграть лучше, потому что, как это часто бывает у режиссера, играющего главную роль в своем фильме, он играет, прежде всего, самого себя.
Награды за лучшую мужскую роль в 2010 году был удостоен Хавьер Бардем, снявшийся в фильме
«Бьютифул». Оставаясь в тематике испанских элементов в кино, пожалуй, стоит отметить биографическую картину «Че» (2008), за лучшую мужскую роль в которой был награжден Бенисио дель Торо.
В 2007 году этой награды удостоился Константин Лавроненко, сыгравший главную роль в картине
«Изгнание». Его персонаж занимает центральное место в традиционном представлении о распределении ролей в семье. Диссонанс, возникший в семье, разрушает ее изнутри. Никто не способен ничего изменить. Нерешительность и отказ от принятия очевидных вещей не оставляет шанса что-то исправить. Главный герой вынужден принимать действительность такой, какая есть.
Кристоф Вальц блестяще исполнил свою роль в повествовании Тарантино
«Бесславные ублюдки» в 2009. История, традиционно для Тарантино, разбита на несколько глав. Вальц даже не появляется во второй главе, но его персонаж и его актерское мастерство сыграли важную роль в успехе этого фильма. Эта роль принесла актеру мировую известность, и ее можно по праву считать выдающейся. Кроме признания на Каннском кинофестивале, Вальц собрал еще более тридцати наград, среди которых такие как Бамби, Оскар, Золотой глобус и другие.
Интересно, насколько эти мужчины в жизни схожи со своими героями?
В 2011 году приз за самую лучшую мужскую роль получил Жан Дюжарден, сыгравший в фильме
"Артист" Мишеля Хазанавичуса. И заслуги актёра оценены более чем по достоинству, ведь фильм мало того, что чёрно-белый, он ещё и немой! О нём и пойдёт речь.
"АРТИСТ"
Нестандартные решения? Или всё гениальное просто? Как бы вы не ответили на этот вопрос, но этот фильм смог сочетать в себе и то, и другое.
Это личная история двух актеров Джорджа Валентина (Жан Дюжарден) и Пеппи Миллер (Беренис Бежо), встретившихся на границе исчезновения немного кино и зарождения звука в нём. Фильм сфокусирован не только на истории развития звука, но и красочно показывает, как с этими переменами уживалось общество и киноиндустрия. Стоит отметить, что этот актерский дуэт прежде уже был замечен в фильме
«Агент 117: Каир - шпионское гнездо» (2006) под руководством того же Хазанавичуса. Кроме того, спустя три года режиссер снял
продолжение фильма, где главную роль вновь сыграл Дюжарден. Но вряд ли его успех в фильме «Артист» ограничивается сплоченной работой и предшествующим опытом с режиссером и красавицей Бежо. Сложно не заметить, как мастерски он передает внутренние страдания его персонажа в фильме «Артист».
Жан Дюжарден не играет, а живет своей ролью. Самовлюбленный артист на пике своей карьеры знакомится с жизнерадостной Пеппи. Явно никого вокруг не замечая, даже своей жены, отдавая себя всецело карьере и посвящая свободное время своей собаке, он занят исключительно собой. Но времена меняются, в кино приходит звук! Джорджа это тревожит, хотя он не признает, что будущее кино может зависеть от этого элемента. Тревога главного героя искусно передана сценой сна. Предметы, люди вокруг, атмосфера - все имеет свои звуки и только Джордж по-прежнему нем. Немой Джордж - звезда немого кино.
Интересно, что зритель может почувствовать, услышать в данном случае эту огромную разницу восприятия не просто реальности, а реальности кино! Возвращается ценность не только голоса, но и звуков. Подобные ощущения также провоцирует и заключительная сцена фильма. На фоне резко возрастающей популярности Пеппи, востребованность Джорджа падает и даже его собственная продукция не спасает его. Снятый им фильм заканчивается сценой поглощения главного героя сыпучим песком. Метафорично отражается в ней буквами на холсте «The End» карьеры Джорджа. Отчаяние, агрессия и безысходность наполняют мир артиста. Он грязнет в трясине жалости к себе, ограждаясь от перемен в то время, как волшебная Пеппи, не показывая своей заботы о нем, печется о его благополучии, как ангел хранитель. И у нее всё получится!
Этот фильм абсолютно справедливо заслуживает внимания. Думаю, он создан, как и множество других фильмов о фильмах, для тех, кто любит кино или работает с ним. Но даже, если человек не знаком с историей кинематографа, то этот фильм гарантированно способен повеселить даже обычного зрителя, жаждущего зрелищ и новизны. И если Вы спросите, но где же волшебный поцелуй, завершающий Happy End? Всё просто - цензура! Мы же в 30-х!
muzima специально для
drugoe_kinoЧитайте
другие кинорецензии этого автораЧитайте другие рецензии в рубрике "10 фильмов Каннского фестиваля, достойных вашего внимания":