Режиссер и автор сценария: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Петр Зайченко, Наталия Коляканова, Владимир Кашпур, Дмитрий Пригов.
Этот фильм абсолютный шедевр. Как он возник - загадка, видимо он просто случился. Как и все шедевры.
А у меня с ним связана своя история, глубоко личная, на первый взгляд. Но очень символичная, если вдуматься.
Когда-то давным-давно, будучи молодой, я работала на киностудии.
Я стояла в очереди в кассу за какой-то причитающейся мне суммой.
Касса была общая, для всех, поэтому очередь к окошку была длинной и неопределенной.
Все время кто-то лез без очереди.
Я очень нервничала, потому что опаздывала на свидание, а очередь совсем не двигалась...
И вот, когда оставалось уже человека два, передо мной вдруг выросла худая длинноволосая женщина.
Весь облик ее был каким-то то богемно неопрятным, незаконченным, лицо было незнакомым.
Она была похожа на типичную статистку из массовки. К ним я относилась свысока, даже брезгливо.
Это, видимо, отразилось на моем лице.
Наши взгляды встретились, и я выразила сомнение, в том, что она стояла передо мной.
Она тоже нервно ответила, что как раз она стояла, но уступит мне свою очередь, чтобы только не видеть «моего лица ,источающего злобу»...
Проглотив колкость, я наконец получила свои деньги и ушла.
Я торопилась, меня ждал романтический вечер и мой молодой человек.
Мы собирались на «Такси-блюз» Лунгина. Фильм тогда только что вышел и прогремел. О нем все говорили.
Погас свет, начался фильм.
И вдруг… на экране появилась эта длинноволосая женщина, с которой я сцепилась в кассе.
Она играла подругу Шлыкова.
Играла гениально. ...
Она была прекрасна и свежа, ни на кого не похожа. Изумительная тонкая актриса, которая творила искусство у меня на глазах.
Было чувство, что я плюнула в вечность. В темноте зала мое лицо пылало от стыда. Я вжималась в кресло, желая провалиться сквозь землю. Казалось, что еще немного и она повернется ко мне с экрана и скажет:
- Я не буду играть, пока ты не уйдешь отсюда, твое лицо источает зло.
Я чувствовала себя Шлыковым, которому не дано подняться в своей примитивной мелочности и узости мышления. И в этот угол я загнала себя сама своей неспособностью быть просто великодушной.
До сих пор я краснею, когда смотрю этот фильм.