«Мастер» / Master (Пол Томас Андерсон, 2012)

Feb 26, 2013 11:52

ВЫСШАЯ ПРИВИЛЕГИЯ




Андерсон - один из наиболее талантливых на сегодня американских независимых кинематографистов. В свои 42 года он снял 6 фильмов, каждый из которых становился событием; в списке его наград - пять номинаций на «Оскар», «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля за «Магнолию» (2000), «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру» («Нефть», 2008) и «Серебряный лев» Венеции за режиссуру «Мастера».

Отличительные черты стиля Андерсона - ставка на сильных актеров в главных ролях; кадр, по композиции и насыщенной колористике граничащий с живописью; внимание к темным сторонам человеческой природы без банального деления на правых и виноватых. Также следует добавить работу с драматургией фильма: достаточно простые сюжеты оркестрованы так, что потенциальная мелодрама оборачивается высокой трагедией. Все это непосредственно относится к «Мастеру».

Главный герой Фрэдди Квилл (Хоакин Феникс) - типичный неудачник. Пройдя Вторую мировую на Тихом океане, озлобился, стал агрессивен, подвержен разного рода маниям и срывам. Ни в одном обществе не приживается, с любой работы вылетает. Единственное увлечение - выпивка, также он помешан на сексе, но ведет себя так, что девушки разбегаются. Единственное, что у него получается - это смешивать гениальные алкогольные коктейли из самых невероятных компонентов. Однажды, по пьяному наитию встретив Ланкастера Додда (Филипп Сеймур Хоффман), лидера новой религиозной общины, он становится его помощником и, кажется, находит цель жизни. Это - в завязке.

В основу сценария легли элементы биографии основателя Церкви сайентологии Рона Л. Хаббарда, но Андерсон изначально далек от разоблачительного антисектантского памфлета.

Фильм построен на отношениях в паре Квилл-Додд, точнее - на напряженном взаимодействии, которое включает в себя одновременно притяжение и отталкивание равных по силе личностей. Актерское воплощение обоих иначе как выдающимся не назовешь; особенно это верно в отношении Феникса. Мы не знаем, что искалечило его героя душевно и телесно, однако исполнитель достиг настолько пронзительной степени перевоплощения, что вопрос о причинах кажется второстепенным. Вся переломанная и неуравновешенная жизнь Квилла видна здесь и сейчас: в вечно кривящемся в нервном тике рту, в каше вместо речи, в руках, нервически упирающихся в бока, в глазах, хранящих столько боли, сколько живому человеку вместить было бы не под силу.

Филипп Сеймур Хофман работает по-другому. Его герой отшлифован публичным вниманием, улыбчив, доброжелателен, харизматичен - этакий босс, гуру и отец родной в одном лице. Его вспышки ярости мгновенны, но ужасны. Здесь наблюдается любопытнейшая, наверняка просчитанная режиссером инверсия: Квилл отражается в Додде, ученик - в мастере, а не наоборот. В какие-то моменты они пугающе похожи, однако это лишь одна из причин их окончательного расставания. Мастер проливает слезы об утраченной душе, а ученик валяется на пляже рядом с песчаной женщиной - повторяется сцена, с которой начиналась вся история.

На самом деле этот фильм не о какой-либо церкви, не о поисках жизненного пути и даже не о завораживающем в своих брутальности и красноречии Мастере - а о цене свободы. Свобода - это то, чего на самом деле хочет Фрэдди, за что он дерется в кровь, из-за чего рвет все отношения. И платит он за свою высшую привилегию также самую высокую - и, наверно, единственно возможную - цену.

Дмитрий Десятерик

религия, американское кино

Previous post Next post
Up