Как-то раз Стивен Фрай, Хью Лори, Эмма Томпсон и Кеннет Брана собрались вместе встречать Новый Год. Немало нового и шокирующего узнали они в ту ночь друг о друге. Речь, конечно, идёт не о реальном случае из их биографий, а о блистательном фильме режиссёра Кеннета Брана "Друзья Питера".
В 1982 году 6 выпускников Кембриджа последний раз дают совместное театральное представление перед тем, как жизнь разделит их. Эндрю (Кеннет Брана) уедет в Голливуд, где едва не сопьётся, но будет спасён своей будущей женой Кэрол (Рита Раднер), звездой телесериалов. Роджер (Хью Лори) и Мэри (Имельда Стэнтон) поженятся, начнут писать рекламные джинглы и обзаведутся близняшками, один из которых погибнет, что омрачит супружескую жизнь. Сара (Альфонсия Эммануэль) в поисках своего мужчины пустится в бесконечные любовные интрижки. Мэгги (Эмма Томпсон), напротив, так толком никого и не найдет, пока однажды не осознает, что влюблена в … Питера (Стивен Фрай), который спустя 10 лет после выпускного соберёт всех друзей в роскошном особняке своего только что умершего отца, чтобы в общей компании, в атмосфере радости и веселья встретить Новый Год.
Почти любой из актерского состава этого фильма может претендовать на звание "идеального носителя английского языка". Истинные британцы, яркие и смешные, глубокие и драматичные, почти все они - настоящие друзья вне съёмочной площадки. "Друзья Питера" - отличный пример фильма, сделанного в удовольствие. Здесь и режиссёр "свой" - Кеннет Брана, и сценарист из актёрского состава - Рита Раднер. Фильм, конечно, не превращается в капустник или тесный междусобойчик, но создаёт у зрителя иллюзию присутствия. Возникает ощущение, что ты подглядываешь за тем, как будто эти доблестные артисты и вправду решили вместе встретить Новый год, по забавной актёрской прихоти примерив на себя те или иные маски. Стивен Фрай с достоинством несёт свой крест гомосексуальности, одновременно подшучивая над этим. Хью Лори - сосредоточен и тих, но в какой-то момент хватается за гитару, на ходу сочиняя новую песенку для рекламы кофе. Кеннет Брана - тяжело рефлексирующий алкоголик в завязке, при этом обладающий выправкой и благородством, с которыми можно спокойно декламировать Шекспира - никто не заметит подмены. Эмма Томпсон - эксцентричная и живая даже на фоне таких мостодонтов.
Всё здесь, конечно, пропитано духом театра. Почти полное единство времени, места, действия. Акцент на ярких и отточенных образах. Лёгкоё хулиганство, беспрерывный конвейер удачных шуток. Юмор в лучшем смысле британский:
- You know what I hate the most about being a public figure?
- What?
- The public.
Юмор, само собой, не зарезервирован за театром, но в театре его отличает одна особенность: смеяться зачастую приходится за мгновения до того, как придётся плакать. "Друзья Питера" беспощаден к зрителям: разделения на трагическое и смешное не будет никакого, более того, цикл будет повторяться постоянно. Когда-то две страны поставили на поток фильмы, где смех и слёзы были всегда не отделимы, обе они всегда вели себя так, как будто они - остров, хотя только лишь одна из них островом по-настоящему является. Вот и снимали они так, как никто другой не снимал. Но Советский Союз рухнул, рухнула с ним и вся школа кино. Не в пример тому стоит кинематограф Британии. Традиционное качество английских трагикомедий (или иначе "драмеди"), таких как "Уизнейл и я", сегодня поддерживает, например, Мартин МакДонах. А в 92-ом успешно поддержали Кеннет Брана и сотоварищи.
Но вернёмся к "Друзьям Питера". Театральность, душевность фильма и даже его трагичность на самом деле подчёркивают одну простую мысль: это идеальный для Рождества фильм, точно уловивший самую суть праздника. Все мы постоянно ждём чего-то нового. Все мы ждём очищения, чуда. Просим, загадываем, но каждый раз что-то идёт не так - праздник неуловимым образом выходит из-под контроля, а новая жизнь никак не хочет наступить с боем курантов или на следующее утро. Но суть в том, что праздник этот может подарить нам единственное чудо - чудо познания и принятия себя. И только если того захотим.
Так и Питер с друзьями - собрались встретить Новый Год, а вместо этого встретили самих себя и бесконечный ворох собственных проблем. Нет, они не перестанут ни плакать, ни смеяться. И чтобы собраться всем вместе, достать общую фотографию 10-летней давности и повторить ещё раз всё, как было на ней, им нужно будет приложить намного больше сил, чем кажется. В награду же, время для них как будто на мгновенье застынет. И вот в такое мгновения и родится Праздник.
cinefeelia специально для
drugoe_kinoЧитать
другие кинорецензии этого автора Читайте также в рубрике "10 самых необычных фильмов о Рождестве":
С широко закрытыми глазами Реальная любовь Полночный поцелуй 101 Рейкьявик Домой на Рождество Эта замечательная жизнь Потерянное Рождество Ледяной урожай Странные дни