"Друзья Питера" (реж. К. Брана, 1992)

Jan 29, 2013 12:45

Как-то раз Стивен Фрай, Хью Лори, Эмма Томпсон и Кеннет Брана собрались вместе встречать Новый Год. Немало нового и шокирующего узнали они в ту ночь друг о друге. Речь, конечно, идёт не о реальном случае из их биографий, а о блистательном фильме режиссёра Кеннета Брана "Друзья Питера".



В 1982 году 6 выпускников Кембриджа последний раз дают совместное театральное представление перед тем, как жизнь разделит их. Эндрю (Кеннет Брана) уедет в Голливуд, где едва не сопьётся, но будет спасён своей будущей женой Кэрол (Рита Раднер), звездой телесериалов. Роджер (Хью Лори) и Мэри (Имельда Стэнтон) поженятся, начнут писать рекламные джинглы и обзаведутся близняшками, один из которых погибнет, что омрачит супружескую жизнь. Сара (Альфонсия Эммануэль) в поисках своего мужчины пустится в бесконечные любовные интрижки. Мэгги (Эмма Томпсон), напротив, так толком никого и не найдет, пока однажды не осознает, что влюблена в … Питера (Стивен Фрай), который спустя 10 лет после выпускного соберёт всех друзей в роскошном особняке своего только что умершего отца, чтобы в общей компании, в атмосфере радости и веселья встретить Новый Год.



Почти любой из актерского состава этого фильма может претендовать на звание "идеального носителя английского языка". Истинные британцы, яркие и смешные, глубокие и драматичные, почти все они - настоящие друзья вне съёмочной площадки. "Друзья Питера" - отличный пример фильма, сделанного в удовольствие. Здесь и режиссёр "свой" - Кеннет Брана, и сценарист из актёрского состава - Рита Раднер. Фильм, конечно, не превращается в капустник или тесный междусобойчик, но создаёт у зрителя иллюзию присутствия. Возникает ощущение, что ты подглядываешь за тем, как будто эти доблестные артисты и вправду решили вместе встретить Новый год, по забавной актёрской прихоти примерив на себя те или иные маски. Стивен Фрай с достоинством несёт свой крест гомосексуальности, одновременно подшучивая над этим. Хью Лори - сосредоточен и тих, но в какой-то момент хватается за гитару, на ходу сочиняя новую песенку для рекламы кофе. Кеннет Брана - тяжело рефлексирующий алкоголик в завязке, при этом обладающий выправкой и благородством, с которыми можно спокойно декламировать Шекспира - никто не заметит подмены. Эмма Томпсон - эксцентричная и живая даже на фоне таких мостодонтов.



Всё здесь, конечно, пропитано духом театра. Почти полное единство времени, места, действия. Акцент на ярких и отточенных образах. Лёгкоё хулиганство, беспрерывный конвейер удачных шуток. Юмор в лучшем смысле британский:

- You know what I hate the most about being a public figure?
- What?
- The public.



Юмор, само собой, не зарезервирован за театром, но в театре его отличает одна особенность: смеяться зачастую приходится за мгновения до того, как придётся плакать. "Друзья Питера" беспощаден к зрителям: разделения на трагическое и смешное не будет никакого, более того, цикл будет повторяться постоянно. Когда-то две страны поставили на поток фильмы, где смех и слёзы были всегда не отделимы, обе они всегда вели себя так, как будто они - остров, хотя только лишь одна из них островом по-настоящему является. Вот и снимали они так, как никто другой не снимал. Но Советский Союз рухнул, рухнула с ним и вся школа кино. Не в пример тому стоит кинематограф Британии. Традиционное качество английских трагикомедий (или иначе "драмеди"), таких как "Уизнейл и я", сегодня поддерживает, например, Мартин МакДонах. А в 92-ом успешно поддержали Кеннет Брана и сотоварищи.



Но вернёмся к "Друзьям Питера". Театральность, душевность фильма и даже его трагичность на самом деле подчёркивают одну простую мысль: это идеальный для Рождества фильм, точно уловивший самую суть праздника. Все мы постоянно ждём чего-то нового. Все мы ждём очищения, чуда. Просим, загадываем, но каждый раз что-то идёт не так - праздник неуловимым образом выходит из-под контроля, а новая жизнь никак не хочет наступить с боем курантов или на следующее утро. Но суть в том, что праздник этот может подарить нам единственное чудо - чудо познания и принятия себя. И только если того захотим.

Так и Питер с друзьями - собрались встретить Новый Год, а вместо этого встретили самих себя и бесконечный ворох собственных проблем. Нет, они не перестанут ни плакать, ни смеяться. И чтобы собраться всем вместе, достать общую фотографию 10-летней давности и повторить ещё раз всё, как было на ней, им нужно будет приложить намного больше сил, чем кажется. В награду же, время для них как будто на мгновенье застынет. И вот в такое мгновения и родится Праздник.



cinefeelia специально для drugoe_kino
Читать другие кинорецензии этого автора

Читайте также в рубрике "10 самых необычных фильмов о Рождестве":
С широко закрытыми глазами
Реальная любовь
Полночный поцелуй
101 Рейкьявик
Домой на Рождество
Эта замечательная жизнь
Потерянное Рождество
Ледяной урожай
Странные дни

Рождество, Новый Год, Стивен Фрай, Кеннет Брана, рубрики, 10 самых необычных фильмов о Рождестве, Хью Лори, Друзья Питера, 1992

Previous post Next post
Up