Анна Каренина (2012)

Jan 14, 2013 10:56



Джо Райт крайне смелый человек -- замахнулся экранизировать "Анну Каренину" -- произведение, сюжет которого известен всем во всем мире, а авторство принадлежит самому большому зануде морализатору за всю историю русской литературы. Что вообще может быть скучнее и тривиальнее очередного фильма по "Анне Карениной"? Даже мухи готовы сдохнуть от скуки... К тому же фильм о русских. А что вообще они в Англии знают о русской душе?

И тут режиссер бьет нас кувалдой по голове. Он, фактически, уничтожает нас на корню, уничтожает всем -- сценарием, в котором продумано все и в деталях, и в общей панораме, работой художников, декораторов, костюмеров с демонстрацией такой картинки, что всякие там Victoria's Secret Show или D&G Fashion Show предстают дешевым балаганом, игрой актеров, которая просто гипнотизирует и уносит в запредельный мир, работой оператора, который из каждого кадра делает фотошедевр, хареографией, диалогами, динамикой. Одним словом, действительно всем. Таких фильмов о русской классике не снимал никто и никогда. Из самого скучного сюжета, который только возможен, Джо Райт снял невероятно яркую и захватывающую картину. Как же ему это удалось? В чем секрет успеха?

Фильм (как и книга) -- об аристократах. В этой среде крайне внимательны к любым мелочам. Только такой внимательностью достигается изысканность и галантность. Сыграть аристократа почти не возможно, а тем более аристократа из литературных описаний русских классиков уровня Толстого, замахнувшихся на философию и общественную мораль галантного XIX в. Слишком уж много мелочей, слишком много нюансов.

В современной России об аристократах снимать фильмы не могут вообще. Дело в том, что в России аристократов нет. По факту все -- "кухаркины дети". Но когда все же делается постановка об аристократах, то на ведущие роли попадают обычно бесталанные дети некогда известных советских актеров и вместо демонстрации сложнейшего мира аристократа, полного важных мелочей, демонстрируют дешевый цирк "детей кухарки". В России почти нет хороших актеров, как и многого другого.

Джо Райту удается передать мир аристократов за счет необычного симбиоза двух театральных систем -- реалистической системы Станиславского и символической системы Мейерхольда. В фильме постоянный фон абстрактных символических декораций, который замедляет или ускоряет собственно саму реалистическую игру актеров. Этот эффект в разы усиливает все акценты в игре актеров, что точно передает глубину и сложность аристократического мира.



Произведение "Анна Каренина" посвящено испепеляющей страсти, желанию обладать, раствориться в партнере. А если еще этот партнер по-настоящему красив, умен и способен на все, как часть "золотой молодежи", испробовавшей и испытавшей все с младенчества, то эта страть Вас испепелит до самых оснований. Она Вас убьет...

Но фильм не только о страсти. В нем органично влетены еще представления Толстого об идеальной семье.

На следующем кадре Джо Райт что-то объясняет актрисе, сыгравшей Анну Каренину:



Русские часто гордятся своей таинственной душой. Но, почему-то, высшие образцы русской культуры так и не прорастают у себя на родине. Толстой -- очень хороший пример, иллюстрирующий этот факт. С одной стороны, Толстой -- один из самых влиятельных мыслителей XX столетия, который определил множество политических и социальных тиктанических сдвигов во всем мире (но только не в России), но, с другой стороны, у себя на родине им только мучают школьников. Толстой -- это прямой вдохновитель Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Именно Толстой стал духовным источником правозащитной деятельности на Западе во второй половине ХХ в. А кто в России знает о Толстом с этой стороны? Лидеры Болотной вообще читали его после окончания школы? А Толстой -- это ведь еще религиозный мыслитель, который повлиял на западное богословие ХХ в. А русские, если и слышали об этом, то только по критике толстовства из уст популярного блогера, косящего под православного, Андрея Кураева.

Поэтому фильм "Анна Каренина" -- это часть того Толстого, который русским все еще не известен, Толстого, который пленяет ум интеллектуалов во всем мире, но только не в России.

Previous post Next post
Up