"Ледяной урожай" (реж. Г. Рэмис, 2005)

Dec 18, 2012 14:46

Чёрная комедия в стиле "нуар" от автора хитов «День сурка», «Охотники за привидениями», «Анализируй это» и «Клуб Рай».



Два травоядных обывателя криминальной прослойки Вичиты, штат Канзас, работающий на мафию законник Чарли Арглист (Джон Кьюсак) и порнограф Вик Кавана (Билли Боб Торнтон), решают сыграть по-крупному, выставив своего босса Билла Джеррарда (Рэнди Куйэд) на два миллиона долларов. Увесистая сумка с наличностью оказывается у героев уже в самом начале, и по первой закадровой фразе («Говорят, что идеальных преступлений не бывает»), торнтоновскому прищуру и неловкому вопросу "у кого пока полежат деньги?", становится очевидно, что будут кошки-мышки, а промозглая погода вряд ли позволит пережить праздники всем героям «Ледяного урожая».



Чарли расправляет крылья уже в следующей сцене: заявляется в любимую «Сладкую клетку» и довольно активно флиртует с его хозяйкой, здешней femme fatale Ренатой Крест (Конни Нильсен), потраченной жизнью и обстоятельствами владелицей стриптиз-клуба на грани банкротства. Но чем темнее за окном в самый отвратительный из всех сочельников, тем Чарли глубже оседает в своих будничных заботах, как будто позабыв, что пару часов назад сорвал самый большой в жизни куш: полночи возится с напившимся другом Питом (Оливер Платт), незапланированно навещает бывшую жены, которая теперь замужем за Питом, покупает детям какие-то игрушки в магазинчике на заправке, заступается за стриптизёршу, отказывающуюся работать в праздники. Словом, ведёт себя как незадачливый, но очень хороший человек. Циничный Вик до поры до времени обитает где-то на задворках повествования, но когда приходит время, чаще других жмёт на курок.



Ледяной урожай - плод совместных усилий старой голливудской гвардии. В режиссёрском кресле - ветеран Гарольд Рэмис, самый кучерявый из всех «Охотников за привидениями», режиссёр великого «Дня сурка» и ещё нескольких запавших в душу комедий: «Анализируй это», «Каникулы», «Множество». Сценарий по мотивам нуара Скотта Филлипса соорудили писатель, лауреат Пулитцеровской премии Ричард Руссо и голливудский старожил с тремя «Оскарами» Роберт Бентон - сценарист «Бонни и Клайда» и «Супермена» и режиссёр «Крамер против Крамера», «Места в сердце» и «Запятнанной репутации». Для двух последних «Ледяной урожай» - самая легкомысленная в фильмографиях работа, для Рэмиса, у которого в фильмах до этого, кажется, вообще никогда не стреляли и почти не воровали - дебют в субжанре «вор у вора дубинку украл».



Ветеранский привет Голливуду, определённо, состоялся. Ледяной урожай - антирождественский («После такого рождественские праздники как-то блекнут») антинуар с целой кипой оставленных на полях крылатых выражений и несколькими компактными притчами впроброс, на которые этот жанр, видимо, никогда не оскудеет. Не сделав, по сути, ничего выдающегося, старая школа постояла за голливудский миддл-класс, ту прослойку американского кино, по которой и судят об общем положении дел. На такие фильмы плохо продаются билеты в мультиплексах («Ледяной урожай» не окупил потраченных на него 16 миллионов), но потом, вопреки рейтингам на всяких «гнилых помидорах», они обязательно оказываются на полках и в головах многих любителей кино. Драматурги здесь разбираются с женским вопросом, с которым в нуаре плюс-минус полная ясность уже давно, и до конца держат палец на курке, а режиссёр Рэмис создаёт несколько виртуозных, очень неловких сцен и, не сбивая дыхания, переходит во второй половине фильма на более высокую передачу, где сгущает юмор до самого мрачного тона и начинает активно - в духе братьев Коэн, с отрезанного пальца и луж крови - прореживать своих героев.



Любопытно, что сначала Рэмис планировал пригласить в фильм старого приятеля Билла Мюррея и Монику Беллуччи, но в том, что обстоятельства вмешались в конечную расстановку сил (Беллуччи выбыла из-за беременности, а Мюррей , вообще, отказывается значительно чаще, чем принимает предложения), есть определённый промысел. Имеющимися актёрами режиссёр (в какой-то мере, у него тоже, как и у его персонажей, первоначальный расклад не сыграл, и он вынужден действовать по запасной схеме) распоряжается самым правильным образом. Джон Кьюсак, которому, по-хорошему, давно следует сменить агента и чуть добавить амбиций, вдохновенно играет испугавшегося своей смелости маленького человека. У Билли Боба Торнтона в эти годы, кажется, почти пропал интерес к актёрству. Торнтон как будто жалеет актёрской краски - может показаться, что он действует здесь, что называется, «на автомате», - но в итоге создаёт сухой и уставший, но точный образ парня, на которого не может положиться даже собственная жена. А у Конни Нильсен скверная помада и такая усталость в глазах, что волна в волосах смотрится куда естественнее, чем у Ким Бэйсингер в «Секретах Лос-Анджелеса», а такие детали в нуаре важнее, чем сумка с целым состоянием. На втором плане жизнь тоже бурлит. Оливер Платт как всегда изумительно красиво пьян, крадя все сцены, где появляется, а два бойца невидимого фронта Рэнди Куэйд и Майк Старр делают для фильма не меньше, чем дующий в лицо Кьюсаку ледяной дождь.



В общем, главный герой фильма проведёт далеко непростую ночь, хотя, безусловно, будет в ней и что-то рождественское.

orangegnedich специально для drugoe_kino

Читайте другие кинорецензии этого автора
Читайте также в рубрике "10 самых необычных фильмов о Рождестве":
С широко закрытыми глазами
Реальная любовь
Полночный поцелуй
Друзья Питера
101 Рейкьявик
Домой на Рождество
Эта замечательная жизнь
Потерянное Рождество
Странные дни

Рождество, Билли Боб Торнтон, Новый Год, Джон Кьюсак, рубрики, 10 самых необычных фильмов о Рождестве, Ледяной урожай, Гарольд Рэмис

Previous post Next post
Up