Чёрная комедия в стиле "нуар" от автора хитов «День сурка», «Охотники за привидениями», «Анализируй это» и «Клуб Рай».
Два травоядных обывателя криминальной прослойки Вичиты, штат Канзас, работающий на мафию законник Чарли Арглист (Джон Кьюсак) и порнограф Вик Кавана (Билли Боб Торнтон), решают сыграть по-крупному, выставив своего босса Билла Джеррарда (Рэнди Куйэд) на два миллиона долларов. Увесистая сумка с наличностью оказывается у героев уже в самом начале, и по первой закадровой фразе («Говорят, что идеальных преступлений не бывает»), торнтоновскому прищуру и неловкому вопросу "у кого пока полежат деньги?", становится очевидно, что будут кошки-мышки, а промозглая погода вряд ли позволит пережить праздники всем героям «Ледяного урожая».
Чарли расправляет крылья уже в следующей сцене: заявляется в любимую «Сладкую клетку» и довольно активно флиртует с его хозяйкой, здешней femme fatale Ренатой Крест (Конни Нильсен), потраченной жизнью и обстоятельствами владелицей стриптиз-клуба на грани банкротства. Но чем темнее за окном в самый отвратительный из всех сочельников, тем Чарли глубже оседает в своих будничных заботах, как будто позабыв, что пару часов назад сорвал самый большой в жизни куш: полночи возится с напившимся другом Питом (Оливер Платт), незапланированно навещает бывшую жены, которая теперь замужем за Питом, покупает детям какие-то игрушки в магазинчике на заправке, заступается за стриптизёршу, отказывающуюся работать в праздники. Словом, ведёт себя как незадачливый, но очень хороший человек. Циничный Вик до поры до времени обитает где-то на задворках повествования, но когда приходит время, чаще других жмёт на курок.
Ледяной урожай - плод совместных усилий старой голливудской гвардии. В режиссёрском кресле - ветеран Гарольд Рэмис, самый кучерявый из всех «Охотников за привидениями», режиссёр великого «Дня сурка» и ещё нескольких запавших в душу комедий: «Анализируй это», «Каникулы», «Множество». Сценарий по мотивам нуара Скотта Филлипса соорудили писатель, лауреат Пулитцеровской премии Ричард Руссо и голливудский старожил с тремя «Оскарами» Роберт Бентон - сценарист «Бонни и Клайда» и «Супермена» и режиссёр «Крамер против Крамера», «Места в сердце» и «Запятнанной репутации». Для двух последних «Ледяной урожай» - самая легкомысленная в фильмографиях работа, для Рэмиса, у которого в фильмах до этого, кажется, вообще никогда не стреляли и почти не воровали - дебют в субжанре «вор у вора дубинку украл».
Ветеранский привет Голливуду, определённо, состоялся. Ледяной урожай - антирождественский («После такого рождественские праздники как-то блекнут») антинуар с целой кипой оставленных на полях крылатых выражений и несколькими компактными притчами впроброс, на которые этот жанр, видимо, никогда не оскудеет. Не сделав, по сути, ничего выдающегося, старая школа постояла за голливудский миддл-класс, ту прослойку американского кино, по которой и судят об общем положении дел. На такие фильмы плохо продаются билеты в мультиплексах («Ледяной урожай» не окупил потраченных на него 16 миллионов), но потом, вопреки рейтингам на всяких «гнилых помидорах», они обязательно оказываются на полках и в головах многих любителей кино. Драматурги здесь разбираются с женским вопросом, с которым в нуаре плюс-минус полная ясность уже давно, и до конца держат палец на курке, а режиссёр Рэмис создаёт несколько виртуозных, очень неловких сцен и, не сбивая дыхания, переходит во второй половине фильма на более высокую передачу, где сгущает юмор до самого мрачного тона и начинает активно - в духе братьев Коэн, с отрезанного пальца и луж крови - прореживать своих героев.
Любопытно, что сначала Рэмис планировал пригласить в фильм старого приятеля Билла Мюррея и Монику Беллуччи, но в том, что обстоятельства вмешались в конечную расстановку сил (Беллуччи выбыла из-за беременности, а Мюррей , вообще, отказывается значительно чаще, чем принимает предложения), есть определённый промысел. Имеющимися актёрами режиссёр (в какой-то мере, у него тоже, как и у его персонажей, первоначальный расклад не сыграл, и он вынужден действовать по запасной схеме) распоряжается самым правильным образом. Джон Кьюсак, которому, по-хорошему, давно следует сменить агента и чуть добавить амбиций, вдохновенно играет испугавшегося своей смелости маленького человека. У Билли Боба Торнтона в эти годы, кажется, почти пропал интерес к актёрству. Торнтон как будто жалеет актёрской краски - может показаться, что он действует здесь, что называется, «на автомате», - но в итоге создаёт сухой и уставший, но точный образ парня, на которого не может положиться даже собственная жена. А у Конни Нильсен скверная помада и такая усталость в глазах, что волна в волосах смотрится куда естественнее, чем у Ким Бэйсингер в «Секретах Лос-Анджелеса», а такие детали в нуаре важнее, чем сумка с целым состоянием. На втором плане жизнь тоже бурлит. Оливер Платт как всегда изумительно красиво пьян, крадя все сцены, где появляется, а два бойца невидимого фронта Рэнди Куэйд и Майк Старр делают для фильма не меньше, чем дующий в лицо Кьюсаку ледяной дождь.
В общем, главный герой фильма проведёт далеко непростую ночь, хотя, безусловно, будет в ней и что-то рождественское.
orangegnedich специально для
drugoe_kino Читайте
другие кинорецензии этого автораЧитайте также в рубрике "10 самых необычных фильмов о Рождестве":
С широко закрытыми глазами Реальная любовь Полночный поцелуй Друзья Питера 101 Рейкьявик Домой на Рождество Эта замечательная жизнь Потерянное Рождество Странные дни