Странные дни (реж. К. Бигелоу, сц. Дж. Кэмерон, 1995)

Dec 11, 2012 13:12

Режиссер фильма - Кэтрин Бигелоу, сценарий - самого Джэймса Кэмерона! Это лучший выбор для того, чтобы начать нашу новую рубрику "10 самых необычных фильмов о Рождестве". Приятного чтения и просмотра!

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ



Начинается как криминальный репортаж - дерганая съемка ограбления ресторана. Один из налетчиков снимает происходящее: банда весельчаков в машине, перепуганные посетители и официанты, крики, стрельба, полиция, оператор срывается с крыши, удар, красная вспышка, тьма.

Но это не конец.

Реальность в «Странных днях» Кэтрин Бигелоу - это мир, лишенный теней («мир, который поглощает всех нас», как говорит одна из героинь). Речь не о тенях в прямом смысле - сумеречный колорит, достигнутый оператором Мэттью Леонетти, как раз очень хорошо аккомпанирует происходящему. Просто в Лос-Анджелесе будущего не существует приватности, не осталось никаких секретов, сорваны все покровы. Виной тому - СУКП, сверхпроводниковое устройство квантовых помех - попавшая на рынок секретная ФБР-овская технология, благодаря которой можно записывать любые впечатления на компакт-диск, а потом проиграть эти сцены прямо у себя в мозгу, в полном объеме ощущений. Хочешь занять самым экстремальным сексом - вперед. Хочешь ограбить магазин - нет проблем. Подраться с кем-нибудь, побывать в теле молоденькой красотки или мускулистого мачо - СУКП превратит тебя в кого угодно. Были бы деньги.

Последствия - тектонические. Героин, кокаин, ЛСД - в отставке. Теперь наркотики хранятся на дисках и на чипах, а вместо запрещенных веществ - запрещенное оборудование.
Собственно, главный герой, отставной коп Ленни Неро в филигранном исполнении Ральфа Файнса и занимается наркоторговлей: скупает диски, записанные мелкими бандитами, проститутками и иными искателями легкого заработка, и перепродает чужие грехи состоятельным клиентам. Безудержный гедонизм лос-анджелесцев усиливается ожиданием конца света: последние дни 1999 года воспринимаются как последние для человечества вообще, конец света наступит в полночь 31 декабря, и никому нет дела до того, что новое тысячелетие наступит не в 2000-м, а в 2001-м году.



Понятно, что в таком будущем границы между личным и общим, правильным и неправильным исчезают. В городе царит хаос, дикая смесь погрома и шоу; сцены беспорядков перекликаются с хроникой лос-анджелесского восстания 1992 года, воспоминания о котором на момент создания фильма (1995 г.) были еще очень свежи. Раз нет никаких пределов, а вся жизнь напоказ, то доминирующей силой становится желание. Каждая секунда существования в этом городе пронизана потоком самых невероятных утех. Технология не облагораживает человека, но выпускает зверя: улицы переполнены насилием, умы - цинизмом, секс - жестокостью, музыка - агрессией. Звуковая дорожка достойна отдельного упоминания: плотная, идеально ритмически выстроенная, с непротиворечивыми сочетаниями оперы, шумов, хард-кора, стрельбы, панк-рока, джаза, техно и даже шотландских волынок. Достоверности придает и то, что Джульетт Льюис, исполняющая роль Фейт, панк-певицу и бывшую подругу Ленни, все свои вокальные номера написала и исполнила лично с крайней степенью убедительности.

Альтернативой этой какофонии разложения могла бы стать религия. Упоминаний о высшей силе действительно хватает, это один из сквозных мотивов. Имя Фейт (Faith) в переводе означает «вера». Один из героев, ренегат Макс, перед тем, как совершить убийство, вспоминает, что согласно статистике, «бог» - второе слово из тех, которое люди говорят перед смертью; первое - «черт». По радио ведутся непринужденные разговоры: «В каком часовом поясе живет Бог? - Я буду молиться за вас». И так далее, и тому подобное. В фильме, перенасыщенном телесной физикой, для метафизики остается место лишь в зловещих остротах и бульварно-панических пророчествах; религия сведена до реквизита.



По-другому не могло и быть, ведь это - карнавал, и для него Бигелоу находит очень точную эстетику. Исчезновение любых рамок, ниспровержение иерархий - первое и главное свойство царившего в 1990-е постмодернизма, стиля, целиком построенного на цитатах и заимствованиях; да и как еще может подводить итоги пресыщенное человечество, которое собирается умереть от собственных желаний? Как следствие, фильм перенасыщен реминисценциями, аллюзиями и отсылками к культурным, политическим и историческим реалиям; на одной арене резвятся нацисты и геи, в облаках конфетти катаются танки и бегают солдаты (после «Странных дней» мужчины в военной форме стали настоящей страстью Бигелоу-режиссера), Неро ездит на еще не вышедшем в массовое производство «Mercedes-Benz S500», а звезда рэпа Джерико Ван - на анахроничном советском Уазике нелепого желтого цвета, на митинге упоминают о фильме «Титаник» (который соавтор сценария и муж режиссера, Джеймс Кэмерон, тогда еще только снимал), Неро - название фирмы программного обеспечения, на мониторах ночного клуба мелькают классические голливудские фильмы, а на стене красуется потрет Мао. Ряд можно продолжать. Истерия человечества отражается в истерии культуры.

Но если Апокалипсис настанет через два дня, если и религия, и искусство размазаны ровным слоем по поверхности развлечений, если озверение охватило всех, то что же тогда остается?

В потерявшем берега мире развиваются параллельно две истории, одна, опять-таки, на приватном уровне, другая на общественном - о таинственном маньяке, убивающем женщин под запись и посылающем Неро жуткие диски, и об убийстве рэпера Джерико, чреватом превращением беспорядков в настоящее побоище. В середине фильма Бигелоу, до того цепко державшая внимание зрителя, ослабляет хватку, сбрасывает темп (прием, прекрасно отработанный позднее в прославившем ее «Повелителе бури»), чтобы стало понятно: во всей этой круговерти, в этом хороводе бога и черта остались вечные вещи: все те же любовь и ненависть, предательство и верность - и никакой СУКП, никакой конец света это не отменят.

Именно поэтому Неро обречен измениться к лучшему. Именно поэтому добро победит. Город взорвется фейерверками, все обнимутся, Неро и давно добивавшаяся его Лорнетт (суровая красавица Анджела Бассет) сольются в финальном поцелуе среди всеобщего счастья. Вполне святочное завершение. Как ни парадоксально, «Странные дни» - не антиутопия, и даже не «киберпанк»-драма, а, пусть и нестандартная, но определено рождественская история.



Тогда, в прошлом тысячелетии, Кэтрин Бигелоу еще была оптимисткой.

Дмитрий d_desyateryk Десятерик специально для drugoe_kino

Читайте другие кинорецензии этого автора
Читайте также в рубрике "10 самых необычных фильмов о Рождестве":
С широко закрытыми глазами
Реальная любовь
Полночный поцелуй
Друзья Питера
101 Рейкьявик
Домой на Рождество
Эта замечательная жизнь
Потерянное Рождество
Ледяной урожай

Рэйф Файнс, Рождество, Новый Год, Джюльетт Льюис, Джеймс Кэмерон, Кэтрин Бигелоу, рубрики, 10 самых необычных фильмов о Рождестве, Странные дни, 1995

Previous post Next post
Up