Давно хотел посмотреть. Жизнь, так сказать заставила. В не лучший момент моего душевного и физического состояния, но пришлось пойти. Знал конечно, что фильм будет тяжёлым и приготовился морально, как на подвиг. Ну нет. Получилось довольно медитативно и несмотря на некоторые шоковые сцены, довольно успокаивающе.
Честно признаюсь, что книгу я не читал. Хотя, это как бы наверное и не обязательно. Сейчас захотелось, дабы прояснить некоторые моменты. Я так понимаю, режиссёр допускал вольную интерпретацию. Ещё ожидал, что-то несколько другое. Менее так скажем абсурдное. Но об этом позже.
Кино начинается, как суперреализм, даже на грани с ситуационизмом. Этакая эксплуатация. Потом оказывается, шоковых сцен не так много, но они довольно равномерно разбросаны по всему двух с половиной часовому пространству. Изначально герои ведут себя, несколько эксцентрично, но довольно натурально. Дух Германии на стыке средневековья и нового времени наполняет своим зловонием и заставляет сочувствовать, оставляя понимание неотвратимости и как бы говоря, что чувства здесь напрасны, а самое главное и возможно худшее ещё впереди. Так происходят некие метания, до роковой встречи. С этого момента, реальность начинает давать сбои.
Герои всё больше отрываются от реалистичности, начиная эпатировать, кривляться и пафосно переигрывать. Конечно делается это всё мастерски, но постоянно создаётся впечатление замкнутости пространства. Кажется, что тесно не только персонажам, но и тебе самому. От этого становится неуютно. Хочется ёрзать и уже ждёшь следующей чернухи, что бы отвлечься от навязываемых страданий. Но со временем настолько утомляешься, что и жесть уже не радует, а только вызывает лёгкое удивление.
Финал фильма, совсем выносит в героев вместе со зрителем в неземную реальность. И это избавление приносит облегчение не только Фаусту, но и всем кто остался в зрительском зале.
Рекомендовать фильм не могу. Каких то сильных эмоций кино не вызвало, но след в памяти оставило. Второй раз пересматривать пока что не хочется.
Ещё хочется отметить операторскую работу. Некоторые кадры выглядят как ожившие полотна живописцев. На счету оператора Бруно Делбоннел такие фильмы, как: Амели, Через Вселенную, Долгая помолвка, Париж, я люблю тебя, Гарри Поттер и Принц-полукровка.
Сценарист Юрий Арабов, который выступал, как бы сосценаристом у Гёте, в 2002 году получил Золотую Нику за другой фильм тетралогии Сокурова Телец.
Йоханес Цайлер, довольно своеобразно исполнивший роль Фауста, возможно известен широкой публике по некогда популярному сериалу Комисар Рекс.
Мефистофеля исполнил Антон Адасинский. Участвовал в съемках документального фильма Алексея Учителя «Рок» (1987). Работал в труппе В. Полунина. С 1985 по 1988 годы выступал в составе группы АВИА (вокал, пантомима, труба). В 1988 году организовал в Ленинграде театр «Дерево» (DEREVO), руководит которым и поныне. Сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли в фильме «Юг. Граница» (2001).
Маргариту исполнила молодая русская актриса Изольда Дихаук, судя по фильмографии проживающая в Германии. Снимается в основном в сериалах и ТВ фильмах.
Фауст является финальным фильмом тетралогии Молох - Телец - Солнце - Фауст.
Ну и конечно нельзя не сказать, что Фауст получил главный приз Венецианского кинофестиваля в 2011 году. Именно ему присудили Золотого льва.
страна Россия, Германия, США, Франция, Япония, Великобритания, Италия
режиссер Александр Сокуров
сценарий Юрий Арабов, Иоганн Вольфганг фон Гёте
продюсер Андрей Сигле
оператор Бруно Делбоннел
композитор Андрей Сигле
художник Елена Жукова
бюджет $14 400 000
В главных ролях:
Йоханес Цайлер
Антон Адасинский
Ханна Шигулла
Георг Фридрих
Изольда Дихаук
Флориан Брюкнер
Максим Мехмет
Антуан Моно мл.
Ева-Мария Курц
Стефан Вебер