Бигас Луна определенно открыл новый жанр - экранизация песни. Не дословная, буквальная, а так - по мотивам! Что не мудрено, как же можно экранизировать дословно, если это не старинная баллада в ста двадцати куплетах, а ретро-шлягер об оскорбленном женском самолюбии, основной шарм которого не в смысле произносимых слов, а в чувственной экспрессии?
Ты забавляешься мной, ты вертишь мной
словно куклою,
а потом бросаешь меня, потом бросаешь меня
как куклу.
Ты не замечаешь, когда я плачу,
когда мне грустно, и я устаю, ты
думаешь только о себе.
Нет, мальчик, нет. Нет, мальчик, нет,
не смейся над моей любовью;
я больше не играю
в твои игры;
знай, что этим ты мне делаешь больно до слез.
С сегодняшнего вечера свою жизнь
в руки мальчишки, нет,
я больше не вложу
Нет, мальчик, нет,
ты меня не поместишь
среди десятка кукол,
которые тебе разонравились.
О нет, о нет.
«La Bambola» (Кукла») Патти Право впервые исполнила в 1968 году и эта незатейливая песенка сразу стала хитом причем не только в Италии, но и по всему миру, она прорвалась даже в СССР! Сентиментальная и вычурная, «La Bambola» образец эталонного кича, звучание слова «bam-bo-la-» создает эффект скольжения лимонного леденца по губам, что почти неприлично вне зависимости от того поет ли эту песню провокационная итальянка Патти Право или печальная француженка Далида.
Click to view
Click to view
Когда впервые увидел фильм Бигаса Луны, испытал двойственное чувство отвращения и восхищения поскольку «Бамбола» показалась вопиющей дурновкусицей, но снятой настолько самозабвенно, что это не могло не увлечь! Здесь все чересчур , все избыточно, еще немного и уже карикатура и только умелое акцентирование отдельных нюансов и насыщенная образность происходящего позволяют предположить, что перед тобой не сокращенная версия порнофильма, из которого почему-то вырезали все порно, оставив только прелюдию к нему, а некое ироничное осмысление стереотипов, доведенных до своего логического предела. А в контексте песни Патти Право, прозвучавшей в фильме дважды, все окончательно встало на свои места. Бигас Луна не умеет петь, но ему, видимо, хотелось бы, поэтому свое кино он снял так, как пела Патти - вычурно и подчеркнуто чувственно, только гламур обратил в нечто прямо противоположное, словно вывернув его наизнанку.
Главную героиню фильма никто не зовет ее настоящим именем, для всех она - Бамбола, куколка. И она действительно кажется не совсем настоящей -белокурые локоны обрамляют фарфоровое личико с огромными глазищами и припухшими губками , грудь норовит выпасть из глубокого декольте, а ноги слишком хороши что бы их прятать! А еще она разговаривает противным детским голоском, который, видимо, является контрольным выстрелом, призванным добить всех тех, кто еще сомневается пасть жертвой ее чар. Бамбола добрая, глупая и всегда не прочь заняться сексом - разве не эротическая мечта среднестатистического мужчины? Единственное, что ее отличает от образа идеальной куклы - густо заросшие подмышки, которые она всячески фетишизирует. Этот физиологичный штрих позволяет подчеркнуть не только абсолютно земные, не кукольные инстинкты, но и тот нехитрый факт, что Бамбола - не натуральная блондинка!
(Валерия Марини)
Бамболу любят все-все, но только не ее сварливая мамаша, которую играет еще одна эротическая греза мужчин 60-х - Анита Экберг. Можно ни разу не посмотреть «Сладкую жизнь» Феллини, но знаменитую сцену купания пышной блондинки в фонтане знает каждый! Экберг в пору съемок «Бамболы» куколкой давно не была и скорее создает пугающий фон для своей экранной дочери, причем появляется не на долго, ровно на столько, что бы успеть во всей ужасающей красе продемонстрировать что бывает когда куклы превращаются в ведьм -залихватски пьет вино стаканами, материт дочку за строптивый нрав и палит из ружья с криками «Бам-бо-ла-а!», а потом умирает и появляется на экране только в страшных снах героини.
(Анита Экберг)
С этого момента и начинается основная история! Бамбола жаждет уехать из провинциального итальянского городка, что бы не повторить судьбу матери, но у нее есть брат, красавчик Флавио (Стефано Дионизи), который очень ловко уговаривает ее остаться и вместе открыть пиццерию. Бамбола - марионетка, жизнью которой управляют мужчины и Флавио один из этих кукловодов. Ему не нужно быть ее любовником, что бы подчинить себе, достаточно подергать за струнки, отвечающие за сентиментальность и она в итоге делает так, как хочет он.
(Стефано Дионизи)
Одно дело - открыть пиццерию, совсем другое - отправиться на свидание в тюрьму к садисту-заключенному, а именно это она и делает, когда воспламенившийся от вида колыхания грудей и лоснящихся небритых подмышек самый-красивый-на-свете-мужчина Сеттимио (Мануэль Бандера) в случайной драке убивает ее тогдашнего бойфренда. Бамбола тогда, конечно, погоревала немножко, приличия ради, но волосы не рвала, да и про Сеттимио очень скоро позабыла бы, но Флавио - он ведь такой Флавио… Именно он влюбляется в Сеттимио с первого взгляда, пока тот танцевал грязные танцы с его сестрицей и именно он тащит ее в тюрьму на свидание к незадачливому ухажеру, где и случается еще одна моментальная любовь с первого взгляда - заключенный Фурио (кубинский актер Хорхе Перугориа) как увидел Бамболу , так и понял - должна быть его!
В тюрьме не сказка, Сеттимио враз оказывается бит и поставлен перед дилеммой - умереть или уговорить красотку навестить Фурио в одиночной камере и Сеттимио, конечно, даже не рассчитывает, но Флавио ради своей страсти готов на многое и просит сестру «понять как плохо и страшно в тюрьме!». Бамбола прониклась и пошла и пока обладающий редким даром убеждения Флавио нежно внушал Сеттимио что ему вообще-то нужен он, а не его сестра, та жестко отдавалась садисту Фурио.
(Мануэль Бандера)
Потом Бамбола так плакала, так плакала, что захотела еще раз сходить и опять было так страшно и так жестко, что когда Фурио вышел из тюрьмы и прямиком пришел жить к Бамболе, она только сначала хотела убежать из дома в чем была (как всегда - почти ни в чем), но потом, когда он догнал ее в поле и снова жестко и страшно, она поняла, что влюбилась.
Тут удивился даже Флавио, хотя Фурио, распахнув перед ним халат (единственная вещь в его гардеробе, кроме трусов, которую он иногда носит, да и в той необходимости особой нет, потому что Фурио с голвы до ног покрыт густой шерстью) как бы тонко дал понять - за что в него можно влюбиться, как и то, что готов наладить общение со всей семьей, не только с сестрой, но Флавио не впечатлился и начал активную подрывную деятельность в отношении авторитета «влюбленного зверя» (именно так обозначен Фурио в титрах).
Ну а дальше как в песне - «нет, мальчик, нет, я не позволю больше играть с собой, я не кукла!». Некая природная интуиция позволила заподозрить Бамболе, что когда тебя бьют и насилуют скользким угрем, который предназначался на ужин - это, наверное, не совсем та любовь, о которой в песнях, да и брат хоть и душа-человек, но тоже какой-то не такой и лучше обещать ему скучать и писать письма, чем оставаться рядом. Благо железнодорожный вокзал рядом!
К антигламуру устремился не только эротоман Луна, но и сама Патти Право. Спустя десятилетия она исполнила прославивший ее хит в совершенно демонической манере, дьявольски хохоча в финале. Смотрим и получаем удовольствие!
Click to view
А в качестве музыкального бонуса - "Бамбола" в СССР!
Click to view