О кинофестивалях "2-in-1" и "2morrow"

Oct 28, 2011 04:04

Хочу всё-таки немного рассказать о фестивалях, которые заслуживают внимания сообщества drugoe_kino, и даже в большей степени, нежели, допустим, ММКФ.

История обоих фестивалей-близнецов такова. Кинофестиваль "Завтра/2morrow" был организован в 2007-м году режиссером Иваном Дыховичным и продюсером Ренатом Давлетьяровым. В прошлом году, после ухода из жизни Ивана Дыховичного фестиваль разделился на две половинки: оригинальное название и логотип остались за Ольгой Дыховичной, которая пригласила в качестве программного директора Антона Мазурова, а Ренат Давлетьяров организовал фестиваль "2-in-1", чьим программным директором стал работавший прежде на "Завтра/2morrow" Алексей Медведев.

В прошлом году проведение этих фестивалей было разнесено на неделю друг от друга. В этом, к огромному сожалению, они по времени практически совпали. К огромному — потому что даже в рамках одного фестиваля глаза разбегались от обилия возможностей: российские и иностранные, ленты художественные и документальные, короткий метр и полный, мультипликация и видео-арт. Добавить к этому, что проходили фестивали ещё и сразу на нескольких площадках. То есть даже при большом желании посмотреть хотя бы треть всей программы даже одного фестиваля не было никакой возможности.

В этот раз также наметилось основное разделение "2morrow" и "2-in-1". Если в прошлом году оба фестиваля-наследники позиционировались как фестивали современного кино, то в этот раз "Завтра" стал фестивалем кино независимого. В этом плане, конкурсная программа "2 в 1" на мой взгляд была более фестивальной и профессиональной, а программа "Завтра" в целом была разнообразнее, авангарднее и свежее.

Далее, субъективно и коротко о программе каждого из фестивалей из того, что заинтересовало.



Победителем конкурса "2morrow/Завтра" стала российская документальная лента "Тяга".


Режиссёр, сценарист и оператор фильма Иван Черняев, выпускник мастерской Разбежкиной, рассказывает в своём фильме о поколении тридцатилетних мужчин вышедших из спорта, прошедших этап становления личности в криминальные 90-е и живущих в эпоху безвременья в России. Интересно, что автору фильма 30 лет исполнится только в следующем году.

Приз жюри молодых критиков получила лента Джафара Панахи "Это не фильм".


И это действительно не фильм. Ведь у себя на родине Джафару запрещено снимать фильмы, писать сценарии и даже давать интервью. Третий, после Махмальбафа и Киаростами, известный европейскому зрителю иранский режиссёр изворотливо обошёл запрет властей.

Кроме того лично меня заинтересовал представленный в основной программе новый фильм Ким Ки-Дука "Ариран".


Почти документальная и по-художественному красивая лента является монологом, а точнее даже исповедью режиссёра.

Вторая по важности линейка фильмов фестиваля "Завтра" — детско-юношеская. Но отнюдь не в привычном ералашевско-пионерском стиле. В программе были показаны старые ленты — "Ноль за поведение" Жана Виго и "400 ударов" Франсуа Трюффо, и новые, в числе которых "Собиратель пуль" Александра Вартанова, индийская неболливудская лента "Задница", и фильм с программы Каннского фестиваля "Что-то не так с Кевином", явный претендент на "Оскара" в этом году. О последнем я, возможно, напишу более подробно. Тем более, что он должен выйти в российский прокат.

Кроме того, на фестивале "Завтра" были ленты посвящённые музыке, современной культуре, современному обществу и современному образу жизни. Были программы посвящённые творчеству Андрея Смирнова (включая предпремьерный показ ленты "Жила-была одна баба") и американскому режиссёру греко-турецкого происхождения Элии Казану.

Уже второй раз у меня не доходят руки(ноги) до программы Onedotzero — концептуального видео-арта, передового края аудиовизуального искусства вообще.


Не дошли, увы, мои ноги и до трёх францзуских фарсов-гиньолей ("чёрные комедии" по-нашему), одну из которых я очень даже хотел посмотреть — "Убей меня, пожалуйста" режиссёра Олиаса Барко.

Организаторы фестиваля предоставили также на суд зрителей и свою картину "Портрет в сумерках", оператор которой уже получил приз на Кинотавре 2011.



Обладателем Гран-при фестиваля "2 в 1" стал фильм "Play" режиссера Рубена Эстлунда, обладателя призов Московского и Берлинского кинофестивалей.


Фильм рассказывает реальную историю о группировке шведских подростков, которые несколько лет занимались грабежом у сверстников, используя при этом разные психологические игры и уловки, нежели прямое насилие. Обещается, что фильм выйдет в российский прокат.

Победителем в номинации "Герои" объявлен бельгийский актер Маттиас Схунартс, исполнитель главной роли в картине "Бычара".
Фильм "Когда-то река была человеком" режиссера Яна Цабайля победил в номинации "Звук".
Обладателем приза в категории "История" стал фильм "Тяжелая работа" бразильского сценариста и режиссера картины Марко Дутре.
Чешский фильм "Голова-руки-сердце" режиссера Давида Яржаба был удостоен награды в номинации "Изображение".

Жюри блоггеров присудило свой приз фильму "Пожары"(в другом варианте "Погорельцы") канадского режиссера Дени Вильнева. Вильнев обладатель множества призов различных кинофестивалей, включая Каннский. Его последняя лента также получила уже с десяток призов и номинировалась на "Оскар". Должна выйти в российский прокат, но также легко найдётся в сети.

Кроме того, в конкурсе была японская картина ирано-американского режиссёра Амира Надери "Cut". Насколько я понял, эта лента также обещана к российскому прокату, а прежние ленты Амира, в том числе получившие призы на МКФ Турина и Венеции, легко находятся в сети. Лента повествует о жизни молодого режиссёра и киномана, который зарабатывает весьма необычным способом — он работает мальчиком для битья.



Про не отмеченные призами, но очень достойные картины — американскую ироничную и тонкую комедию "Терри" и португало-российскую эмигрантскую историю "Америка", — я напишу отдельно.

Кроме основного конкурса в программе фестиваля была линейка Болливудского кино, отдельная программа посвящённая кино и архитектуре, день короткого метра, день недиснеевской анимации. День документального кино заинтересовал меня работами "Как создать свою собственную страну" и "Народ против Джорджа Лукаса". "День Свои-2000" был посвящен отрывочному показу нашумевшей уже картины "Шапито-шоу" режиссёра Сергея Лобана и всему неформальному движению в целом.

В общем, наполнение обоих фестивалей было на очень высоком уровне и на очень разный вкус. Единственная проблема с которой я столкнулся — это проблема выбора. Рецензии на сайте не всегда давали верное представление о фильмах, а обилие конкурирующих за зрительское внимание лент крайне запутывало процесс определения куда же в итоге пойти. С другой стороны, эта одна из немногих проблем, полностью избавиться от которой я бы не спешил.

2011, 2morrow/Завтра

Previous post Next post
Up