Почему я считаю фильм "8 1/2" самым гениальным фильмом всех времен и народов? Я расскажу вам, но чуть-чуть позже, сначала голые факты.
"8 1/2"
Название фильма обозначает его порядковый номер в фильмографии Феллини - он к тому времени снял 8 полнометражных фильмов и один совместный фильм с режиссёром Альберто Латтуада «Огни варьете» («полфильма»). Фильм снят в 1963 году.
Режиссер: Федерико Феллини
Сценарий: Федерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли, Брунелло Ронди
Оператор: Джанни Ди Венанцо
Композитор: Нино Рота (основная тема) и еще несколько гениальных композиторов.
В главных ролях: Марчелло Мастроянни, Анук Эме, Клаудия Кардинале, Сандра Мило.
Награды:
- Две премии «Оскар» (1964) в номинациях лучший фильм на иностранном языке и лучший дизайн костюмов в чёрно-белом фильме;
- Большой приз III Московского Международного кинофестиваля (1964)
- Награды Итальянского национального синдиката киножурналистов (1964): за лучший оригинальный сюжет, за лучший сценарий, за лучшую режиссуру, за лучшую работу продюсера, за лучшую музыку, за лучшую операторскую работу, за лучшую актрису второго плана (Сандра Мило);
- Приз датских критиков на фестивале в Копенгагене «Bodil Awards» (1964) за лучший европейский фильм
- Награды кинофестиваля в Токио «Kinema Jumpo Awards» (1966) за лучший иностранный фильм и как лучший зарубежный режиссер;
- Награду Американского национального кинобюллетеня за лучший иностранный фильм (1963)
- Награду Нью-Йоркского кружка кинокритиков за лучший иностранный фильм (1963).
А вот теперь можно поговорить и о гениальности.
Я сейчас не буду вам петь дифирамбы игре актеров, операторской работе, прекрасной музыке и прочему и прочему. В этом фильме все это присутствует и все это гениально. Без всех этих составляющих фильм не был бы таким великолепным. Но все это присутствует на том же уровне в сотнях других фильмов. Почему же тогда самый гениальный?
Потому что фильм "8 1/2" действительно стирает грань между зрителем, съемочной группой и самим фильмом. Если мы начнем разбираться, о чем этот фильм, то заметим, что он о режиссере, который должен снять фильм, в котором режиссер должен снять фильм. И именно этот фильм мы и смотрим. Замкнутый круг! В какой-то момент ты перестаешь понимать, зачем же все-таки ты наблюдаешь. Смотришь ли ты фильм или смотришь, как кто-то хочет снять фильм или смотришь на процесс съемки фильма. Это кино в кино о кино. Это произведение искусства о том, как человек хочет создать произведение искусства и не знает как, и в процессе поиска его и создает самим этим поиском. И все это одновременно.
Затем ты начинаешь задумываться, а какую роль ты сам выполняешь во всем этом действе? И понимаешь, что самую непосредственную. Ты не просто подсматриваешь из-за угла. Нет, ты оказываешь влияние на творца, который мучается в творческом кризисе на экране и на того автора, что за кадром. Ты не знаешь, как ты это делаешь, но явно делаешь. Это трудно объяснить словами, это что-то метафизическое. Но ты понимаешь, что без тебя все это было бы абсолютно бессмысленно.
Иногда я начинаю задумываться, а как же автор продумал все то, что наворотил? И я этого не понимаю. Я вижу, что у меня не то что, замысел, но даже готовый результат не укладывается в голове! Я не понимаю, как он это сделал. Это за пределами моего понимания. А Феллини удалось придумать все это и представить, как это должно будет выглядеть на экране! Объяснить это съемочной группе и создать это чудо. Второго такого фильма не существует и не когда не появится.
Именно в этом и состоит превосходность этого фильма. Именно это заставляет меня считать его самым гениальным в мире фильмом.