Заводной Апельсин

Feb 03, 2009 01:59

Фильм: Заводной Апельсин
Режиссер: Стенли Кубрик
Год: 1971



Что такое Заводной Апельсин? Эротичный поп-арт, молочные коктейли, переломанные кости и гитлероподобные надсмотрщики в тюрьмах строгого режима.
 Заводной Апельсин - это чудно-чудной и ультрастебный фильм, подрывающий мозг очарованием бесконечного идиотизма. Прелестная насыщенно-цветастая картинка Кубрика, от которой в черепной коробке начинают водить хороводы визуальные ассоциации с Уорхоллом, ЛаШапелем и симулякрами межгалактических диско-художников. Плюс к этому - буйства ницшеанского сознания в коктейле из фрейдистско-христианских образов с вишенкой в качестве фарфоровых Иисусов, пляшущих под симфонии Бетховена.
  В центре внимания - безбашенный герой, удовлетворяющий волю к власти в контексте квартета хулиганистых юнцов. Ведет разгильдяйский и бездумный образ жизни, принимая наркотики, трахая случайных носителей сисек-бедер-и-вагин {женские образы в "Апельсине" утрированы до необходимого минимума}, жестоко избивая некстати попавшихся под руку и ногу нищих и самозабвенно причащаясь к культу старого доброго ультранасилия. В общем, занимается тем, чем не прочь бы заняться любой молодой человек в возрасте 18-25. Но. В один прекрасный день случается несчастье и нашего героя на месте преступления - преступлением некстати оказывается убийство - повязывают гнусные копы. Далее следуют: допрос, обвинение, суд, приговор и вердикт - 14 лет строгого-престрогого режима. Впрочем, Юноше посчастливилось(?) выйти из кутузки пораньше. Пронырливость и молодецкий напор вкупе с хорошим поведением и штудированием Библии помогли очаровашке Алексу получить приглашение в экспериментальную программу по перевоспитанию преступников. В ее рамках господин Деварш возымел прекрасную возможность вкусно кушать, получать дозы наркотика и неотрывно любоваться хрониками Третьего Рейха под аккомпанемент величественной музыки Бетховена. Но. почему-то долговременное воздействие этих прелестей на неокрепший мозг подопытного крольчонка вскоре привело к тому, что Алекса стало тошнить от трех любимых им вещей: секса, насилия и 9 симфонии Людвига Вана. А потому скорое освобождение и возвращение в реальность особенной радости ему не принесли. К тому же, в этой реальности судьба сторицей стала возвращать должки.
 И вот, на 96-й минуте просмотра фантомы смутных подозрений оформились в опасливую догадку: "не взялся ли вдруг Кубрик, выдерживая генеральную линию "преступление-наказание", за ненавящивое, а потому самое опасное (действенное, то есть), морализаторство?". От такой догадки сейчас же захотелось приостановить просмотр, чтобы заткнуть уши и пропустить мимо них возможный менторский завет: "Смотрите, юнцы, к чему приводит беспечное бытие вне рамок нравственного закона и уголовного кодекса. За все, братцы, придется платить по счетам". Какие счета?! Мы живем по бессрочным кредитам и, уж конечно, предпочтем умереть, чем работать на плантациях общественного благополучия. Впрочем, строгая мина Кубрика вскоре сменилась шутливо-ироничной улыбкой и в финале громко прозвучала мажорная нота хэппи-энда или, лучше скажем, хэппи-континьюэса: герой снова обрел вкус к сексу, насилию и Людвигу Вану, да еще и получил надежный источник дохода, который должен позволить ему спокойно предаваться своим любимым страстям

Стэнли Кубрик, 1971

Previous post Next post
Up