Не прошло и четырёх лет (ха-ха!) со дня очередной премьеры Киры Муратовой, как посмотрела картину "Настройщик" и загрузилась ею по самую макушку :-)
Откровенного говоря - это лучший фильм Муратовой: до последнего кадра выдержанный в неповторимой авторской манере (уж Киру Георгиевну трудно с кем-то перепутать ;-), но при этом без малейшего намёка на самоповтор - и портреты героев, и картинки, и общий "фасон фильма" (пусть так, ладно? ;-) выкроены и сшиты совершенно по-своему.
На первый взгляд сюжет довольно прост и мил - хоть сейчас выкладывай его в формате изящной французской, игривой итальянской или белозубой голлЫвудской авантюрной комедии.
Очаровательная влюблённая пара (по всем правилам - он любит, она - снисходит ;-) замышляет способ внезаконного обогащения. И верно, зачем двум престарелым избалованным вдовушкам-компаньонкам много денег, если их остро не хватает (денег, а не вдовушек, конечно :-) такому прелестному созданию, как главная героиня - Лина? Почти экспроприация экспроприации получается, хе-хе, только без кожанок, маузеров и красных косынок. Хотя, маузер - это оч-чень соблазнительно... ;-)
Ах, эта Лина: сыграть такое беспощадное сокровище под силу, пожалуй, либо актрисе с колоссальным творческим потенциалом, либо человеку, отчасти несущему в себе склонность к похожему пороку (пардон, мадам Литвинова!). Это хрупкое существо с почти пьерошными нарисованными бровками, острыми коленками и вечно поддёрнутыми плечами так запрокидывает голову, так произносить своё "Хочу... Хочу, чтобы у меня были эти деньгии...", что грани добра и зла окончательно перемешиваются в сознании несчастного влюблённого музыканта. В конце-концов, если не убить, то уж обокрасть кого-то ради этой роковой нищенки с замашками женщины-вамп точно можно! И даже нужно, патамушта - любоффь (не смейтесь!) :-)
Может я перекормлена всякими там тинтобрассами и романполанскими, но сцена на пляже в фильме "Настройщик" получилась настолько чувственной и эротичной, что просто оторопь берёт: Андрей (Георгий Делиев) красит губы Лине (Литвинова), потом не может сдержаться и целует её...Потом опять красит, и опять срывается - целует, и опять... Ни тебе голых тел, ни тебе стонов с переплетениями конечностей на пол-экрана, ни тебе дублёров в мускулах и шелках, но такая безумная, пропащая любовь бедного музыканта к маленькой бестии во плоти, что Лесков с Шекспиром просто нервно отдыхают на Черноморском побережье! :-)
Да, Андрей бросит в ход всё своё обаяние и вотрётся в доверие к тем самым вдовушкам, он даже почти полюбит их по-настоящему - как-то по-своему, гуманно. Настройщик разработает изящную многоступенчатую мошенническую операцию и безупречно отыграет свой "выход" с такой отдачей, что старик Станиславский бы уронил пенсне на сцену.
Кстати, игра актёра Делиева просто великолепна! Помятуя его "Маски-шоуменское" взросление, всё время ждёшь какого-то срыва на колунаду, но он необычайно серьёзен и по-хорошему напряжён. Реализоваться на фоне такого внушительного актёрского состава как говориться, "дорогого стоит". А ведь его герой должен был постепенно занять всё больше и больше зрительского внимания. Остальные- что, остальные? Это законченные, хоть и не одноплановые персонажи: воплощённое зло с наманикюренными пальчиками; вздорность и праздность, помноженные на два одиночества преклонных лет. А за Андреем хотелось наблюдать почти не мигая: в этой душе происходит вся та чертовщина, ради которой по моему мнению и затевался фильм.
...Что тут скажешь? Если попадаешь между молотом и наковальней, становится ясно: не перекованным всё равно ни фига не выбраться, можно лишь попытаться извернуться и подставиться под удар другим боком... Бедный, бедный настройщик, вот и он: исхитрился: пойти на убийство - нет, а вот полностью превратиться в орудие добывания денег для своей властительницы - да. Да, да, да. Хоть так попытаться остаться человеком.
Боюсь, что тот самый трогательный финал, когда обманутая старушка (Алла Демидова) от всего сердца жалеет "бедного сироту" и корит себя за то, что сама соблазнила его своими богатствами - толкнула на преступление, служит косвенным подтверждением моей теории. Самым несчастным, самым пострадавшим во всей этой истории является именно Андрей. Он потерял не деньги и не драгоценности (да, чёрт с ними - тоже мне цель жизни!), и не доверие к людям (это тоже дело наживное - либо ценный опыт взамен). Настройщик хоть и не без боя, но заменил собственный стержень волей маленькой жеманной убийцы, выстраивающей свою собственную иерархию мировой справедливости. А кто знает, что придёт ей в голову, когда добытые семь тысяч долларов иссякнут? Чует моё сердце: в следующий раз потерявшему волю Андрею легче будет тюкнуть топориком очередную вдовушку, чем сопротивляться своему любимому дьяволу и городить огороды с телефонными справочниками и банками.
Грустно.
И, к сожалению, жизненно.
Фильм о "погибели души", если угодно :-)