«Притяжение» Фёдора Бондарчука, 2017

Mar 16, 2017 14:35




Для начала сразу определимся: это притча. То, что дело происходит в Москве, ничего не значит - могло бы происходить, например, и в Могадишо или вообще в каких-нибудь пампасах. Агрессивное по своей природе человечество, зацикленное на себе, но склонное проецировать собственные низости на других, встречается с иной цивилизацией. Нет, тот мир не идеален, но агрессивность давно обуздана, а стремление помочь - один из ведущих императивов. В общем, злые хитрые земляне бьют добрых наивных пришельцев.

И вот тут следствия общей характеристики современного человечества приходят в противоречие с антуражем действа - ну, не бросится московское быдло крушить иноземный корабль, особенно, если тот хорошо охраняется армией и полицией. Быдло, оно просто попрячется. Потому и быдло, что своя шкура всегда дороже! Пусть герой и заводит толпу, но здесь не Майдан, здесь профитов не ожидается. Месть - пряник никакой, хоть усыпь его флешмобами, как сахарной пудрой. А параллель с Майданом, тем не менее, очевидна. Издержки политического момента… И вот это - ляп.





А вот прочих ляпов, о чем гудела блогосфера, тут нет.

Переливание крови подростками? Квалификация, говорите, нужна? В каждой школе есть свои ботаны. И порой они могут дать фору дипломированному специалисту. И не только по части голой теории. Правда, правда!

В советской школе была такая штука - УПК (учебно-производственный комбинат). Кто-то постигал мастерство кулинара, кто-то - столяра или шофера. А мой приятель проходил этот УПК в экспериментальной лаборатории одного биологического НИИ. Они там разрабатывали какие-то лекарства и испытывали их на крысах. Крыс резали, изучая изменения внутренних органов. И приятель мой резал. Вполне квалифицированно. И много чего еще делал. Вот так.

Такой вот ботан оказался и здесь. Плюс известная доля удачи. Ну, и перелили.



В реальности никто не стал бы сбивать тарелку? Правда? Вот в реальности как раз бы и сбили. Если бы, конечно, смогли. Во всяком случае, попытались бы.

Черт его знает, какую секретную технику разрабатывает вероятный противник. А вдруг у него случился технологический прорыв? На тарелке что, написано, что она с Марса? Ее ведь вели не с орбиты Юпитера, а внезапно обнаружили в атмосфере. И курс вполне конкретный. А если натовцы? А если на борту куча ядреных бомб? И их цель - столица?







И американцы бы сбили, случись все это у них. И британцы. И китайцы. Вот так мы живем, такой у нас мир! А кто не стал бы сбивать, оказался в положении героев картины «Марс атакует». Все смотрели? Военные и политики - тоже.





Героиня - редкостная стервоза? Да самая обычная девчонка! Проблема отцов и детей: занятой отец, на котором невероятный груз ответственности и комплекс вины за смерть жены, и дочь-мажорка, страдающая от хронического недостатка родительского внимания и винящая отца за невозможность последнего поцелуя умирающей матери.

Так что все это ре-аль-но!

Актерский состав интересный, но вот… Вот именно, что вот.

Старшенбаум все-таки давно переросла Джульетту и даже Лолиту - и попой, и главное, физиономией: она взрослая женщина. А тут школьница, пусть и старшеклассница! Это в Америке подросткам за двадцать, у нас же несколько по-другому.





Меньшиков… Ну, солдат. Замотанный жизнью, разрывающийся между тем и этим, уставший и… недолюбленный. Получилось? Пожалуй, да. Но можно было пригласить кого и попроще - ощущение, что актеру тесно в поставленных рамках, он может большее, но тут его «большее» не нужно.



Гармаш не к месту? У него роль эпизодическая, но он - Первое лицо: то ли министр обороны, то ли премьер, то ли сам президент. Был бы какой-нибудь неведомый Пупкин, никто бы и не заметил, а так - обращает внимание. В принципе, хороший режиссерский ход.

Мухаметов. Пришелец. Вроде бы ничего особенного, но самое главное, нездешность, у него получилось.



И наконец, Александр Петров. Он великолепен! Это, безусловно, его фильм. Вот только, что у него за роль?..



Герой Петрова - парень умный, не гопник, не алкоголик, со своим бизнесом. И чувство справедливости, правильно понимаемой справедливости ему не чуждо. И социальная ответственность для него не пустой звук. Что же ему крышу-то снесло?! Ревность? Врожденная ксенофобия? Не верю! Искорежили персонаж в угоду криво сработанному сценарию.





Картина красивая - с эстетически выставленными кадрами, спецэффектами, демонстрацией реальной новейшей отечественной техники. Смотрится современно.



Но вот на счет свежести… Не оставляет ощущение вторичности и одновременно незавершенности, фрагментарности. Ремейк целого пласта американского кино (ну, вот сразу всплыл в памяти «Человек со звезды», и потом еще и еще). Сценарий явно подкачал.

Для Федора Бондарчука это, скорее, неудача - он способен на большее.

Таки о чем был фильм-то?

О значимости обычных человеческих чувств - любви, ненависти, возмущения, страха, сострадания, благодарности, ответственности, горечи утраченного, надежды на лучшее будущее. Именно это искупает нашу агрессивность и нашу ксенофобию, все наши грехи. Именно это притягивает к нам братьев по разуму.



«Один чужак из далекого космоса поверил в нас больше, чем мы сами…» Нужно только осознать тот дар, что мы имеем.



рецензии, русское кино

Previous post Next post
Up