"Все копы - ублюдки". Другая Италия

May 17, 2014 01:21




За последние несколько лет в Европе появилось на свет несколько отличных криминальных, тюремных и полицейских драм, из которых до массового казахстанского зрителя дошел, пожалуй, только "Пророк" Жака Одиара. Все эти фильмы, снятые в разных странах и про совершенно разных людей, отличает одна общая черта - спокойная и глянцевая Европа в них предстает как место крайне неприятное, негостеприимное и даже жестокое.

В числе этих фильмов - вышедший в 2012 году «Все копы - ублюдки» итальянского режиссера Стефано Соллима. Сюжет фильма несложен - в элитное полицейское подразделение по борьбе с массовыми беспорядками в Риме попадает новобранец по имени Адриано, парень из бедной семьи, молодой, амбициозный и жесткий. Для того, чтобы обучить и обмять новобранца, его отдают на воспитание трем ветеранам подразделения. Ветеранов зовут Негро, Мазинга и Кобра. Все трое жестоки, циничны и не церемонятся в методах работы. Очень скоро методы работы новых коллег начинают вызывать у Адриано вопросы…
Этот фильм мог бы превратиться в голливудскую историю о том, как молодой и честный полицейский борется с коррумпированным и прогнившим режимом и побеждает. Или, как вариант - в рассказ о том, как система уничтожила в молодом новобранце все лучшее, что в нем было. И в том, и в другом случае смотреть его было бы скучно. К счастью, Стефано Соллима по проторенной дорожке не пошел.


Самое привлекательное в фильме - образы трех полицейских, наставников Адриано. У каждого из них своя непростая история, и каждый из них по-своему привлекателен. Мазинга, командир подразделения, каждому слову которого повинуются десятки человек, не может перевоспитать шестнадцатилетнего сына-фашиста. Кобра, сильный и опытный боец, оказывается обманутым женой-эмигранткой и не может видеться с дочерью. Негро, самый жестокий и яркий из всех, спивается от одиночества.

Формальные правила службы и права человека этих людей не интересуют. Свой отряд они воспринимают как римскую центурию, последний оплот порядка, а себя - как последних защитников старой Италии, страны, которую со всех сторон захлестывают волны хаоса. Эмигранты, продающие детям наркотики. Насильники, хватающие женщин на улицах. Фашисты, шагающие по улицам стройными рядами и вооруженные до зубов. Дикие, как древние варвары, футбольные фанаты.

Италия, которую мы знаем, предстает удивительно неприглядной - не страной Колизея, Возрождения и Папы Римского, а страной гетто, африканцев, мусора, граффити и насилия. Страной, у которой не осталось своей культуры, политики в которой либо клоуны, либо продажны. Жестокость, с которой герои фильма наводят порядок, сначала вызывает отторжение - но потом, когда становится понятно, как и против чего им приходится бороться, отторжение сменяется непонятной симпатией, которую всегда вызывает борьба порядка против хаоса.

Кто прав, а кто виноват в этой непростой истории - зритель решает сам. Но ощущение после фильма остается тяжелое. С современной Европой явно происходит что-то очень плохое - процесс, результат которого мы увидим уже очень скоро. К сожалению, от той Европы, которую мы знаем и любим, по итогам этого процесса может не остаться почти ничего.


италия

Previous post Next post
Up