Фильмы про призраков (кайданы) в японском кино 50-х и 60-х годов.

Feb 14, 2008 20:46

У западного зрителя слово "Кайдан" ассоциируется в первую очередь с фильмом Масаки Кобаяси. Однако, Кобаяси снял фильм, во-первых, хотя и по японским историям, но обработанным американцем, а, во-вторых - с явной оглядкой на западный рынок. И поэтому "Кайдан" является не очень типичным представителем жанра, который был популярен в японском кино в 50-60-х годах прошлого века.

Кайдан в дословном переводе с японского означает "странная, мистическая история". Первые сверхъестественные истории были позаимствованы японцами у китайцев. И хотя сейчас термин "кайдан" чаще всего употребляется в смысле "ужасы про призраков", ни ужасы, ни призраки, на самом деле не обязательны. Один из исторических литературных кайданов рассказывает, например, о монахе, вдруг превратившемся в женщину.

Но дальше я буду говорить только о классических кайданах в кино, то есть о японских фильмах с призраками 50-х и 60-х годов. Хотя сейчас кайданы стали снова популярны (но уже в виде современных городских кайданов), и, например, знаменитый "Звонок" тоже относится к этому жанру.

Итак, что же такое классический фильм-кайдан? Это фильм в котором действуют призраки, действие которого происходит в эпоху Эдо (когда кайданы и имели наибольшую популярность), то есть, в 17-19 веке, часто основанный на литературных источниках того времени.

Одна из популярных тем кайданов - про призрачную любовь. Это история о том, как мужчина полюбил женщину, не подозревая, что она призрак. А призрак стремится утащить любимого в могилу (тут можно вспомнить широкий спектр историй от пушкинского "Жениха" до бартоновского "Трупа невесты"). Японский сюжет восходит к одному из первых литературных кайданов (тоже китайского происхождения) - "Пионовому фонарю" (1666). Я видела экранизацию этой истории, которую снял в 1972 Chusei Sone ("Hellish love"), но целомудренность 60-х была уже утрачена, и нет в ней той наивности и архаичности, которую я люблю в кайданах. Зато она есть в шедевре Мидзогути "Сказки туманной луны после дождя" ("Угецу Моногатари") - фильме, снятом по двум новеллам самого известного собрания из 9 историй-кайданов 18-го века.

Но все же, все же - совсем уж классический кайдан - это кайдан про мстящих призраков. Причем, призрак должен получиться из существа при жизни безобидного и безответного - женщины, или, на худой конец, слуги. Образец жанра - "Кайдан Ёцуи", в котором муж отравил преданную жену, чтобы жениться на другой девушке из богатой семьи. Я видела три экранизации (Масаки Мори, Нобуа Накагавы и Сиро Тойоды), но их было намного больше. Все остальные кайданы про мстящих призраков ("Материнское дерево" Горо Катано, "Призрак пруда Кагами" Масаки Мори, большинство кайданов Нобуа Накагавы) так или иначе содержат все те же элементы:

  • Героиня-призрак имеет странное выражение на лице и еще более странную взлохмаченную прическу.
  • Действие происходит рядом с водой - прудом, болотом, рекой или хотя бы колодцем. Японцы считали воду стихией, связанной с потусторонним миром.
  • Часто появляются летающие огни (как правило, на вполне различимых ниточках). Огни олицетворяют энергию, которая сохраняется в этом мире, если в момент смерти человек чем-то сильно не доволен и оставил незавершенные дела
  • Главное оружие призрака - затмить разум обидчика, чтобы он принял за призрака кого-нибудь из своего окружения. Любой нормальный японец, как видит призрака - сразу рубит его мечом (хотя это никогда и не помогало), а потом смотрит - бац, а это он вовсе не призрака, а жену зарубил.

Вообще, призраки в кайданах больше действуют занудством и хитростью, чем причиняют физический вред непосредственно. Если это, конечно, не призрачные кошки.

Истории про призрачных кошек - моя любимая разновидность кайданов. Исторически, это смешение двух видов мистических рассказов - про призраков и bakeneko (рассказов про кошек, наделенных сверхъестественной силой). В классическом bakeneko кошка обретает сверхъестественную силу по разным причинам, как правило, потому что у нее вырос слишком длинный хвост. Призрачная кошка - дело другое, она обладает способностью к перевоплощению в человека-призрака и обратно, потому что лакала кровь жертвы. Ну и из привязанности к хозяйке, конечно. Наиболее известным кайданом на эту тему является "Куронеко - три кошки в бамбуковых зарослях" Канэто Синдо. Но я люблю их все ( "Пруд призрака кошки Отама" и "Бакенеко - дух мщения" Итикавы, "Усадьба призрачной кошки" Накагавы).
Призрак-кошка - намного активнее обычного призрака, она может при необходимости и зубами в шею вцепиться. Причем, кошка может быть как черная, так и вполне домашний полосатый мурзик.

Из сказанного выше ясно, что кайдан - кино остро-жанровое, причем законы и элементы жанра определены достаточно жестко. В этом есть своя прелесть - удачная изначально-заданная форма во многом заменяет содержание. Хочется снова и снова смотреть всю ту же сказку, рассказанную на новый лад - с огоньками, темной водой, взлохмаченным призраком, а, если повезет, то и кошкой. Повторение одних и тех же приемов здесь не вызывает раздражения, наоборот, рассматриваешь это как достоинство.

Но при столь жестко заданной форме ясно, что Большим Японским Режиссерам делать в кайданах было особенно нечего. Помимо Кобаяси, два известных мне исключения составляют "Куронеко" Синдо и "Ugetsu Monogatari" Мидзогути (который, правда, кайдан только наполовину). Но у каждого жанра есть свои герои - и звание главного "кайданщика" можно, вероятно, присудить Нобуа Накагаве (плюс к тем, которые упоминались выше, можно назвать - "Призрак болота Касане" и "Проклятие женщины-змеи").

Конечно, японские истории о призраках в кино этими темами не ограничиваются. У того же Кобаяси в "Кайдане" - помимо вполне традиционного призрака любящей жены, который, впрочем, ничего плохого не делает (как и в "Ugetsu Monogatari" или "Призраке в колодце" Коно), приплывывает целый корабль призраков-меломанов, а призраки Фукасаку (в "Реинкарнации самурая" и "Легенде о 8-ми самураях") очень активны и прекрасно владеют не только разным колдовством, но и банальным мечом (правда, это уже 70-е). Но это уже все-таки не совсем то :)
Previous post Next post
Up