Рецензия на картины Г.П. Грабового в технике “Перо и чернила”

Feb 10, 2014 21:18


«Если человек верит в Бога, то Бог верит в человека»
(Г.Грабовой «Учение о теле человека. Метод регенерации тела человека посредством действия Души»)
В 1 томе альбома изображений Григория Грабового «Проявления вечности» на страницах 18-58 представлены изображения, выполненные на основе техники «перо и чернила». Данные изображения можно отнести к рисункам. Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. По словам Микеланджело, «рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки».

   Рисунок может исполнять как вспомогательную роль, так и являться самостоятельным художественным произведением мастера. И если рассматривать рисунок как образную фиксацию мыслей автора, то работы Григория Грабового, показанные в первом томе альбома, по замыслу и законченности исполнения можно представить как завершённые и самостоятельные произведения искусства. Графическая техника исполнения рисунка пером и чернилами считается одной из наиболее сложных. Рисунок пером можно встретить в творчестве практически всех великих художников - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера, Рембрандта, Пуссена, Делакруа, Матисса, Пикассо.

В авторском введении к альбому «Проявления вечности» указывается на то, что изображения, данные в книге, создавались автором «с мест проявления наиболее интенсивных областей вечности». И Григорий Петрович рекомендует читателям самим находить такие места «для восприятия состояния вечной жизни». И далее автор пишет: «Книга позволяет обучиться определять такие места за счёт следования внутренней логике познания, изложенной в изображениях». Объединив это знание со следующим записанным во введении книг «Проявления вечности» текстом - «при таком познании Вы можете ощутить, что вообще весь мир состоит из вечной материи», - можно понять, что такие места можно найти в любой точке местонахождения человека.
Именно с таким настроем - учиться - я приступила к изучению художественных произведений Григория Грабового.
  И первый общий обзор изображений мне показал, что рисунки Григория Грабового, выполненные на основе техники «перо и чернила», связывает не только единство графического исполнения, но и сюжетная целостность - это зарисовки замечательного города, имеющего внутреннюю одухотворённость, которая позволяет комплексно воспринимать историю воинской славы и трудовой доблести. И мне особенно отрадно то, что именно улицы, здания, природный ландшафт города стали объектом внимания Григория Петровича и определены как «проявления наиболее интенсивных областей вечности».
    Итак, для себя я первый урок уже сделала: места наибольшей интенсивности проявления вечности там, где особенно сильно явлен высокий дух человека, его самоотверженность и способность отстаивать высшие идеалы Добра, Любви, Справедливости вопреки и наперекор невзгодам, страданиям, ужасам разрушений и гибели. А как много мест в России, славных своим прошлым! В течение многих веков люди защищали свою родную землю, возрождали порушенное, строили и созидали, и тем самым своей жизнью и делами доказывали незыблемость божественных идеалов Любви - любви к Родине, к Земле, к Жизни, к Человеку, к Богу. Из этого можно сделать вывод, что в созданном и воссозданном человеком уже есть проявления вечности. Отсюда логически следует, что созданная человеком собственная мысль может позволить ему жить вечно и при этом развиваться с любовью и созидательно.
    Листая страницы альбома, всё более и более проникаюсь уважением и любовью к этим священным местам.
    Неспешно и вдумчиво изучаю каждое изображение. Интересно, автор альбома в своих рисунках показывает не просто панораму города, отдельные участки улиц, городские постройки, но находит именно такой ракурс для развития сюжета, чтобы можно было представить в единстве и целостности созданное человеком и существующее в природе. Мы на нескольких страницах видим как бы со стороны моря движущуюся панораму города (дома, причалы, подъёмные краны) - город окружён горными хребтами и располагается вдоль живописного морского залива. А на следующих страницах уже рассматриваем крупным планом лужайку с работающим автоматическим разбрызгивателем воды, вывеску в гуще ветвей деревьев, ветку сосны на фоне неба, верхней части фасада здания и троллейбусных проводов.
    И вот мой второй урок, вынесенный из восприятия «конкретной практики соприкосновения с вечностью» Григория Грабового: проявления вечности находим в примерах гармоничного взаимодействия человека с природной средой, в выражениях общности мира рукотворного с миром природы.
  И тут же напрашивается следующий вывод (мой третий урок): вечность может быть проявлена как в большом, так и в малом. Я так поняла, что можно найти проявления вечности при созерцании мегаполиса с борта летящего самолёта и при взгляде на ёлочную игрушку; при обзоре речной долины и при встрече с маленькой птахой.
    И хочу найти ответ на вставший вдруг вопрос: а что же нужно человеку для того, чтобы в этом многообразии окружающего мира суметь воспринять проявления вечности?


Останавливаю своё внимание на одном из рисунков: уходящая вдаль аллея. Справа и слева от зрителя в один ряд стройные лиственные деревья, между деревьями неширокая мощёная дорожка - небольшая аллея, в конце которой вдалеке видны высокое здание и нечётко прорисованные другие объекты городского пейзажа, а также, похоже, идущие по дорожке люди.
Внимательно рассматриваю изображение. Математически выверенные линии дорожки сочетаются с кружевом замысловатого узора листвы, каллиграфически жёсткий абрис стволов деревьев - с лёгкими подвижными контурами удалённых уличных строений, чёткие яркие очертания отдельных предметов - с полупрозрачными штрихами некоторых участков травы и листвы.
Объёмность изображения создаётся автором не только за счёт геометрической перспективы и различной степени насыщенности линий, но и за счёт своеобразной светотени, которая передана с помощью очень интересного художественного приёма - «эффекта негатива». Яркий солнечный свет зритель воспринимает через чёткую и детальную прорисовку освещённых солнцем участков - так на солнце просматривается и играет каждый листочек и каждая травинка. А глубокая тень от густой листвы наоборот отображается на рисунке белыми участками листа с редкими касаниями пера по бумаге - так подчас на контрасте света и тени ослеплённый разлитым солнечным светом зритель не может разобрать детали в той части аллеи, которая находится в тени. И вот эта «слепота» при взгляде на затенённые участки на земле, стволах и в кроне деревьев выражена художником через лаконичные линии и редкие штрихи.
Геометрическая точность перспективы, многообразие взаимосвязанных графических элементов, чередование интенсивности и плотности расположения линий и штрихов - всё это создаёт гармоничное звучание всей композиции.
И становится понятным следующий урок, который даёт Григорий Грабовой в обучении определять места наибольшей интенсивности проявления вечности: места вечности там, где человеком овладевает чувство гармонии и красоты. Гармония при этом проявляется как нравственный принцип, соответствующий внутренней природе человека, в человеке в этот момент соединяются и объективная космическая гармония мира и субъективная гармония микромира человека. Так через гармонию и совершенные пропорции человек познаёт законы прекрасного. По выражению Леонардо да Винчи, глаза это «окно, через которое душа рассматривает и наслаждается красотой этого мира».
И я мысленно ступаю на дорожку аллеи и двигаюсь вдоль рядов деревьев. Над моей головой - чистое небо, передо мной - прямой путь. Начинаю вдруг осознавать дуальность человеческого существования: на своём жизненном пути человек то оказывается в тени, то вновь выходит на световой поток. И каждый раз его личный выбор - куда далее держать свой путь, встать ли под лучи божественного света, уйти ли от света подальше в тень? А ведь третьего не дано!
Проведя какое-то время в таких раздумьях над рисунком, я вдруг встрепенулась от промелькнувшей мысли, мне стало радостно и как-то даже просто весело. Ай да автор! Как использовал технику «перо и чернила»! Ведь НЕ нарисовал он теней как таковых! Все теневые места (по логике обычного изображения) Григорий Петрович Грабовой проявил потоками серебристого света. Я могу идти смело по «световой волне вечности», ничто не может омрачать мой путь! Главное - поверить Богу, принять с благодарностью тот путь, который Он даёт, а также понять, что путь человека сегодня - это движение к вечной жизни. И на этом пути человека ожидает процесс самосовершенствования, нормирование здоровья, отношений, событий, так как человек движется по направлению к Богу, к Его образу и подобию.
И вот как будто понятным мне становится новый урок по «нахождению в реальности вечности»: надо увидеть окружающий мир как всеобщее выражение Бога. Смотреть вокруг - и осознавать божественную природу окружающего. «Факт существования Мира - это элемент Вечности» (Григорий Грабовой «Воскрешение людей и вечная жизнь - отныне наша реальность!»). И если мы через свои управляющие системы - сознание, душу, дух, физическое тело - будем окружающим нас объектам передавать информацию вечности, то любой негатив начнёт просто расформировываться и гармонизироваться. Мысль о вечности будет воссоздавать саму вечность!
Но эти мои впечатления были вчера. А сегодня, развернув альбом на 33-ей странице и опять встав на дорожку аллеи, совсем по-другому воспринимаю изображение. Передо мной уже не просто аллея. Серебристая дорожка преобразилась в пространственно-временнóй поток - поток жизни на Земле. И к этому временнóму потоку жизни приблизились некогда ушедшие люди, множество людей. Они и образовали аллею. Различаю лица людей, их напряженный взгляд. Они ждут. Они хотят вернуться. Я этого тоже очень хочу. Всем мысленно говорю: «Я люблю вас, люди!». Возвращение ушедших к земному бытию будет означать утверждение божественного замысла - вечности и бесконечности жизни.
Да, урок важный: восприятие состояния вечной жизни через художественные произведения Григория Грабового и нахождение в реальности проявлений вечности каждым из нас - это одновременно «обеспечение вечной жизни всем».
«Если человек верит в Бога, то Бог верит в человека» (Г.Грабовой «Учение о теле человека. Метод регенерации тела человека посредством действия Души»). Сообразно данному уроку поясню эту мысль так: вера есть взаимный прямой канал связи между Богом и человеком, вера в Бога позволяет человеку видеть, как Бог развивает мир, и самому уже подключаться к работе по воплощению в жизнь божественной идеи вечности - в этот момент реализовывается и вера Бога в человека. Вот именно поэтому мы с вами держим в руках эти замечательные книги. В нас верит Бог! И осознание тесной связи между Богом и человеком - вот что нужно для того, чтобы осваивать вечность мира и самому находиться в состоянии вечности.
Я бесконечно благодарна Григорию Петровичу за науку.
Какое знание завтра мне откроется через изображения альбома Григория Грабового «Проявления вечности»?
Что ж, процесс обучения продолжается …

Алла Лысак, канд. ист. наук, январь 2014 г.

Познакомиться с материалами Учения Григория Грабового
"О спасении и гармоничном развитии" можно на сайтах:
www.ggrig.com/ru/
www.gpgbook.com/
www.createspace.com

произведения искусства для вечной жизни, рецензия на картины Григория Грабового, Альбом "Проявления вечности"

Previous post
Up