Альтернативой опостылевшей принудительной образовательной системе являются домашнее образование (включающее радикальный «анскулинг») и свободная школа (воспитательно-образовательное заведение, более или менее свободное от пороков «школы-казармы»)… В МЕТАПЕДАГОГИКЕ вектор развития задает ребенок, вернее потребности его личностного роста и развития, осознанные взрослым. Мы должны научиться действовать в той же системе координат, в которой происходит рост нашего ребенка, опираясь на [его] качества и стремления… По таким принципам давно работает система образования Дании, Саммерхилл-скул в Шотландии, сеть школ «Садбери Велли» более чем в 20 странах мира.
Идея, что
дети могут сами заниматься своим обучением, и успешно с этим справляются, кажется сегодня абсурдной большинству людей, настолько мы привыкли к мысли, что обучение требует руководства «сверху-вниз» и внешней мотивации. Но те, кто решил присмотреться, бывают поражены доказательствами [успехов там], где дети учатся сами. Основное условие - это возможность игр детей разного возраста, доступ к орудиям труда, которые важны для нашей культуры, заботливые взрослые рядом… Как ни удивительно это может показаться, такая система стоит дешевле и несет в себе меньше проблем, чем современное принудительное образование. И такие центры, в отличие от стандартных школ, полны радости и веселья.
Возрастная педагогика и психология дают «разнонаправленные» рекомендации. Поэтому родители и энтузиасты свободного воспитания-образования (развития) вынуждены постигать премудрости становления «человечка человеком» на собственном опыте. Запрос на фундаментальное знание «природы человека» звучит всё громче. Вспомним то, что
оказалось невостребованным (цитирую):
Фильтр доверия и недоверия. Информация может быть абсолютно истинной и полезной и все-таки остаться не принятой, не пропущенной фильтром. И наоборот, информация может быть ложной и вредной, но принятой в силу открытости для нее шлюза доверия… Изучать суггестию как исходное психическое отношение между людьми в основном приходится косвенным, обходным методом: посредством изучения психической самозащиты личности от ее неограниченного действия… Если суггестия - исходная пряжа психологии, если сплетения суггестии и контрсуггестии образуют ее ткань, то контр-контрсуггестия вышивает подлинные узоры на этой канве… Все люди принципиально и существенно одинаковы - именно своей способностью к правильному мышлению. Убедительно только то, что абсолютно ясно, т.е. выступает как очевидность, следовательно, как непосредственный личный опыт самого человека.
(Добавлю, что непосредственный личный опыт Вы интуитивно интегрируете и становитесь обладателем целостного знания-умения. Надо «холить и лелеять» свою интуицию).