....или о том, как сделать так, чтобы наши учителя не заснули во время педсовета...
Вот и подошел к своему логическому завершению еще один учебный год. Счастливые дети отправляются на каникулы. Не все, конечно... 9-ти и 11-ти классники сдают экзамены. Пожелаем им удачи. А мы, учителя, уже сейчас думаем над тем, что получилось, над чем нужно еще поработать, как сделать урок интересным, увлекательным - НЕСКУЧНЫМ... Поэтому наши педсоветы тоже нескучные. Они проходят в виде семинаров, когда каждый учитель предлагает что-то свое, то, что его особенно волнует. Если это заинтересует других учителей, то они приходят именно на этот семинар. Если им запало в душу что-то другое, они идут к другому учителю. Это может быть "Химия на природе", психологический тренинг "Как быстро справиться со стрессом" или "Интегральное обучение гуманитарным предметам". Тема моего выступления была "Драматизация на уроках иностранного языка"....
Важнейшей задачей стоящей перед учителем сегодня, является развитие ребенка, его художественное образование, эстетическое воспитание, и иностранный язык как предмет играет в этом немаловажную роль. Увлекательный мир спектаклей, песен, игр, импровизаций, имитаций, может оказать учителю неоценимую помощь в формировании и развитии языковой компетенции, решении задач эстетического воспитания, в развитии творческих способностей детей. Драма близка ребенку, так как динамична, действенна и напоминает мир игры, в котором он живет. Это то, во что мы вовлечены в повседневной жизни, когда сталкиваемся с разными ситуациями. Деятельность, которая стимулирует наше воображение, пробуждает чувства и воодушевляет нас играть разные роли, может называться драмой. В обучении иностранному языку драматизация превращает предмет в приятное занятие.
Соприкосновение с игрой и искусством делает общение ученика с учителем ярким и запоминающимся. Занимаясь одним общим делом, учитель и его ученики становятся единомышленниками, а значит:
- разрушается непонимание между учителем и учеником;
- учитель становится менее доминантным;
- создается атмосфера доверия, и улучшаются отношения учителя с учениками;
- дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе;
- дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу;
- формируется чувство взаимопомощи и ответственности за свои знания;
- ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности;
- игра будит творческую фантазию.
Драма, несомненно, помогает развить у учеников языковую компетенцию, даже если языковая подготовка детей находится не на самом высоком уровне. Участвуя в спектакле, дети слушают, слышат и понимают друг друга. А ведь аудирование - один из самых важных и сложных видов речевой деятельности. Именно поэтому любая дополнительная возможность в практике аудирования может быть полезна ученикам. Ведь сценическое действие помогает понять смысл происходящего, и в результате у зрителей развивается языковая догадка.
Важным моментом в развитии произношения и фонематического слуха является использование музыки и песен. Музыка дает настрой спектаклю, а песни способствуют развитию у школьников чувства языка, помогают активизации лексики. Музыкальный ритм помогает легче усваивать грамматические структуры. Разучивание коротких и несложных песен с частыми повторами помогает ребенку закрепить не только слова, но и правильную артикуляцию, правильное произношение звуков, ударения, ритм. Следовательно, музыка, являясь одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции детей, служит в спектакле сильнейшим психологическим побудителем. Сцена приучает детей к четкой, правильно оформленной грамматической, интонационно фонетически речи. Через ролевую игру, моделированную ситуацию и физическое действие коммуникативным путем:
- Обогащается и активизируется лексический запас;
- Ликвидируются пробелы грамматических структур;
- Осваивается новый грамматический материал коммуникативным путем;
- Корректируется произношение и интонация, формируется фонематический слух;
- Улучшаются аудитивные навыки путем погружения в языковую среду;
- Развиваются все виды речевой деятельности;
- Повышается языковая компетенция.