Роман "Доктор Живаго" мы проходили в школе в необязательном порядке: кто смог найти и прочитать, тот молодец и делится впечатлениями от прочитанного со всем классом - буквально пара уроков. Конечно, кроме того, что это достойное произведение, я ничего не запомнила. Зато теперь я эту книгу запомню. Запомню как одну из лучших, что мне доводилось читать.
Многим кажется, что писать о переломных моментах в истории страны и в жизни людей - дело беспроигрышное, ведь столько событий, столько эмоций, неоднозначность чувств и поступков, яркость происходящего, экшен одним словом. Вот только вложить душу в такой роман может не каждый, сложить слова в предложения так, чтобы это срезонировало, как в своё время срезонировало это произведение Пастернака. Книга стала для писателя криком души, его дневником мыслей по поводу увиденного собственными глазами, его бедой и победой одновременно - там написана правда.
Трагедия целого поколения прослеживается через судьбы героев романа, и связи между героями, порой внезапные и немыслимые, не только литературный приём, а и своеобразное отражение "эффекта бабочки": ниточек, тянущихся от человека к человеку через время, ответсвтенности за каждое деяние. И каждый герой не случаен, за каждым интересно наблюдать. И порой не знаешь, то ли сочувствовать, то ли нет этим героям - неоднозначность просачивавется через страницы книги и в наше время, не давая забывать о том, что она сопровождает каждый виток истории, и нет вокруг ни в какое время только чёрного или только белого.
И через весь роман - тема любви. А любовь - это то, что не зависит от политических колебаний, катаклизмов, социального положения и от чего бы то ни было вообще. Поэтому и не совсем понятно, из чего она возникает между главными героями - она просто есть. И только любовь стала смыслом жизни для этих, не прибитых идейно ни к какому лагерю, людей. Да и не только для них двоих.
Что до главных героев, то, как за персонажами романа, за ними было любопытно следить, но не могу сказать, что они мне понравились бы как люди. Ведь Юрий Андреевич Живаго при всех своих положительных качествах был нерешителен и излишне мягок, что в сложившейся ситуации было непозволительной роскошью для главы семейства. Другой бы мужчина горло перегрыз каждому, кто бы встал на его пути к семье, а этот предпочёл терзаться душевно сначала в плену у партизан, а потом под крылом новой возлюбленной. Ему было проще занять позицию жертвы обстоятельств. Про то, что он врал своей жене (страшно ведь не то, что изменял, а то, что долгое время врал!), я вообще молчу. Режьте меня, но я таких мужчин не уважаю. Жалко, конечно, что так вот и вымирала интеллигенция в те годы.
Теперь о Ларе. Глупая, неинтересная, однообразная женщина, не примечательная ничем, кроме своей красоты, да ещё страдающая, как подметил сам Живаго, "женской опрометчивостью". Ещё одна "жертва". И если доктор вызвал во мне хоть каплю сочувствия, то Лара практически постоянно раздражала (особенно это её "не правда ли"). Я вообще слабо верю, что она кого-то способна была любить, но автор настойчиво убеждает в обратном.
Из всех, наверное, самым приятным мне показался Павел Антипов, хотя так больно наблюдать как жизнь (и любовь!) из светлого, ангелоподобного подростка Патули делает Стрельникова - это тоже трагедия.
Прониклась я и образом Евграфа Живаго, который мелькает в романе несколько раз. Находясь как бы за кадром, он тем не менее оставляет ощущение настоящего, сильного и умного человека. В нём мне почему-то привиделся сам Пастернак.
О героях тут можно говорить очень долго, обсуждать их поступки, философствовать, копаться, и это лишний раз подтверждает то, что произведение стоящее. Этот роман читать одно удовольствие: хочется вчитываться в каждую строку, а не пробегать её глазами. И перечитывать тоже хочется. И хочется его рекомендовать другим, кто ещё не успел прочитать. Что, собственно, я сейчас и делаю :)