Хочу, наконец, признаться в любви к моему самому любимому проекту в нашем клубе - исторический клуб для самых маленьких «Почемучки». Когда я знакомым рассказываю, что со своими детьми (2,5 и почти 5) занимаюсь историей, первая реакция - пальцем у виска покрутить. Не делают сугубо из вежливости. Ты, мол, мать еще бы логарифмы их заставила решать. Совсем с дубу рухнула…
Но! Вы не понимаете. Никто не понимает, пока руками не потрогает. История… Первобытный мир, Древний Египет, Древняя Греция…. Это такой богатый материал, такой богатый. Причем для чего угодно. Хотите театр, хотите физику с математикой или развитие речи, или физкультуру… Да, что угодно. Кто сказал, что считать надо обязательно конфеты или яблоки? Можно пирамиды. А можно показать, как делается рычаг, или вознести всем молитву великому Хапи-Нилу (а заодно на инструментах поиграть, побегать, попрыгать и просто повозится). Я глубоко убеждена, что цель у всех этих занятий не впихнуть в ребенка как можно больше ценной информации (и по большому счету, умению читать и писать лет до 7, меня волнует так же мало, как и история всерьез). Самое главное - это совместный досуг, это радость, которую получают дети от мам, мамы от детей и все от всех. А для того, чтобы была радость, нужно, чтобы интересно было МАМЕ. Маме (ну или папе), прежде всего! А уж ребенок потянется за увлеченным взрослым, куда бы этого взрослого не тянуло.
Мамские форумы переполнены вечным плачем Ярославны о том, как трудно катать с ребенком машинки и играть в ку-ку. Мне хочется крикнуть: «Я знаю выход!». Не катай! Не играй! Возьми тему, что тебе самой искренне интересна и адаптируй ее под вас двоих. И вместо уныния будет радость, само и детообразование и еще 33 пользы. Вот мы четвертый год ходим в группу раннего развития «Умничка» - я ее тоже страстно люблю. И поначалу меня тоже в дикий вострог приводило то, что это все можно делать самому! Люди ходят на занятия чуть ли не с младенцами, платят деньги иногда вполне солидные, чтобы «развить» и к «садику приготовить». Хотя при наличии интернета и принтера все, абсолютно все тоже самое можно делать самим. Даже лучше, выше и быстрее. Лучше будет - потому что это любовь, общение, сотрудничество. Это для себя. А у педагога в развивающем центре - все-таки работа. И может быть он артистичнее, умнее и прекраснее тебя, но он тебе твои отношения с ребенком никак не построит. Даже если захочет.
Так вот я люблю «Умничку», но, честное слово, к четвертому году зайки, мишки и прочие обезьянки глубокого экстаза не вызывают. А тут… такая фактура, такое богатство красок. Столько вызовов и трудных задач. И это еще один важный момент - мама растет, мама получает новую информацию, восполняет пробелы. Делает что-то полезное для себя (ведь, знание истории никому еще не вредило вроде?). Я вот честно признаюсь, у меня истории было в институте 5 лет всякой разной. В общей сложности предметов шесть наверное разных. И еще история искусств два года, очень крутая. С прекрасным педагогом. И вот сегодня, готовясь к занятиям для детей 4-5 лет, я узнаю для себя много нового. Честно. А у меня типа профильное образование… И по смущенным порою глазам подруг, понимаю, что они тоже новое узнают на наших занятиях. Но самое главное, я никогда не делала этого с таким энтузиазмом и удовольствием! Никогда. Да учила, да отвечала, да, может, и знала даже. Но щенячьего восторга у меня это не вызывало. А сейчас вызывает. Потому что не для диплома и не для зачета, а для себя. Для своих детей. По своей воле. Осознанно…
Потому, что дети - их интерес, их восторг, их доверие и понимание. Последний раз, когда я готовилась к занятию, Колька даже мультики законные отказался смотреть. Сидел со мной карточки печатал. У нас в небе живет РА, в ванне Тефнут, за окном Шу. Ребенок сосредоточено пытается понять, как все устроено внутри и снаружи, и мифология тут ему большой помощник.
Сама не знаю, зачем я это пишу. Может, потому, что кажется - это такая простая и доступная радость, которой так легко поделиться. Ведь катать машинки часами туда-сюда - это действительно смертельно скучно…