"Он прерывает вальса тур, вытягивается как тетива -
и, взяв партнёршу за маникюр, такие ей говорит слова..."
Все альтпроцессы так или иначе похожи друг на друга.
В каждом присутствует негатив, бумага, некие химикаты, кисть или прут для нанесения приготовленного раствора на бумагу,
рамка для контактной печати, ультрафиолетовый источник света, лотки для промывки и, в общем-то, все.
В одних случаях нужна темная комната, в других нет. Полученные тем или иным способом отпечатки хороши.
В них отсутствует фотографичность изображения, реализм, излишняя детализация, все то, что мешает считать фотографию искусством.
Каждый из таких отпечатков уникален. Воспроизвести его в точности даже автор не в состоянии, да это и не нужно.
Тираж здесь не приемлем. В этом фишка.
Платинотипия (Platinum print) с негатива 6х9 от камеры-путешественницы.
Не совсем попал в экспозицию, но все таки это первый платиновый отпечаток. Будет лучше.
Платино-палладиевая печать (Platinum-Palladium print). - [
link]
Платиновый, платино-палладиевый и палладиевый процессы отличаются тоном (сканер врет).
Диапазон - от более холодного тона с глубоким черным у платины, до теплых тонов палладия.
Комбинирование реактивов приводит к промежуточным результатам, как по тону, так и по контрасту.
При обеспечении надлежащего прижима негатива к бумаге при экспонировании, можно добиться сумасшедшей детализации,
а при правильном хорошем негативе - богатства полутонов (платина способна отобразить семь ступеней).
Я бы остановился на этом процессе навсегда, останавливает лишь затратная часть.
Дорого. А платину в России вообще достать невозможно, палладий есть.
Коричневый Ван Дайка (Vandyke brownprint) - [
link1], [
link2]
Ван Дайк я люблю. Первый из процессов, который я попробовал.
Приятный тон, хорошая управляемость процессом, приличный (меньше, чем у Pt/Pd процессов) тональный диапазон,
высокая степень детализации. Можно остановиться на нем. Если еще золотом затонировать, будет вообще красота.
В итоге получается похожий (да не совсем) на Pt/Pd отпечаток по доступной цене. На нем хорошо тренироваться,
перед тем как безвозвратно перейти к Pt/Pd.
Цианотипия as is (cyanotype as is) [
link]
Не люблю ее без тонирования, редкий случай, когда синий уместен, хотя, дело вкуса, конечно, для меня - вопрос решен.
Тонированная чаем цианотипия. (Cyanotype) - [
link]
Другое дело совсем. А еще можно травами тонировать, настоями из коры дуба
(не забыть поцеловать перед употреблением) и прочими средствами - [
link].
Замечательный процесс. Легкий, дешевый, очень разнообразный (тонированием, бумагами). Недостатки там же, где и достоинства.
Слишком просто, слишком маленький тональный диапазон, низкая степень детализации. Надоедает.
Заметка на полях - попробовать цианотипию-2 - [
link].
Гуммиарабиковая печать по цианотипии (Tri-colour gum printing over cyanotype- [
link1], [
link2]).
Занятно, но малоуправляемо, хотя, конечно, ко всему можно приноровиться. Муторно, дня три-четыре на отпечаток.
Очень высокая вероятность, что в самый последний момент ничего не получится. Я пробовал это пока дважды, результат нравится,
но не стопроцентная удовлетворенность. Процесс хорош тем, что можно делать не только цветные, но и монохромные отпечатки
различных тонов. Можно увеличивать тональный дипазон, используя негативы разной плотности. Тот же hdr, но лучше.
В общем, дешевый, легкодоступный и универсальный процесс (и цвет и ч/б). Но замороченный сильно.
Самый обыкновенный желатиново-серебрянный процесс. Проехали.
Можно, правда, с этим процессом повозиться, убрав реализм, отойдя от фотографичности. Много разных методов.
Раздельное тонирование, различные виражи, проявители, возня с эмульсией. Много всего возможно.
Желатиново-серебрянная печать на куринных яйцах. (Silverprint on eggs).
Использование разной безумной оптики при печати, а не при съемке
Желатиново-серебрянная печать с резкого негатива моноклем. (Silverprint thru single lens)
Ну, не лежит у меня к этому душа. Иногда приятно повозиться, но и только.
Нужен процесс, в результате которого я смогу получать уникальный результат. Мой результат.
Перепробовав много всякого, прочтя различную литературу, форумы, пообщавшись с коллегами, получается такой вывод.
Все, с кем я говорил, перепробовав все, приходят к чему-то одному. И это шлифуют уже до блеска.
Те, кому были близки циано, вандайк, соляная и прочие подобные процессы приходят к платине/палладию.
От серебра переходят к маслянной печати. Получаются потрясающие по красоте отпечатки, но процесс довольно сложен, трудоемок, грязен.
Есть еще мокро-коллодийные процессы (амбротипия, тинтайп) - [
link].
Ну и даже дагеротипию упомяну, но на нее градусников не напасешься, да и здоровья никакого не хватит, т.к. ртуть нужна.
Непременно поеду в Питер попробовать, но сам едва ли этим займусь, вот почему. Тут даже не в сложности этих процессов дело,
хотя фактор немаловажный. Здесь процесс съемки неразрывен с процессом получения результата. А для меня тут, как говориться, две большие разницы. Съемка - это процесс переосмысления реальности, в своем роде, философия. Изготовление отпечатка - в чистом виде творчество.
Чем дальше они друг от друга, тем лучше. Для меня.
Писал, писал, а так и не понял ничего. Стадия экспериментов должна подходить к концу. Пора
"Потом под окнами, пуст и вял, дымит он зельем и пьёт отраву..."