![](http://www.lifanovsky.com/wp-content/uploads/2005/04/menshikov_mikhalkov.jpg)
Просмотренный вчера в “Атриуме” на Курской “Статский советник” оставил самые лучшие впечатление. И “Азазель”, и “Турецкий гамбит” настолько проигрывают “Статскому” в качестве по всем показателям, что говорить об этом даже неудобно. Масштаб что у Меньшикова, что у Михалкова, конечно, совершенно иной, чем у исполнителей главных ролей в “предыдущих сериях”. Зная Меньшикова я, грешним делом, предполагал, что это будет “в роли актера Меньшикова - Эраст Фандорин”. Но просчитался. Актерское обаяние у Меньшикова настолько сильно, и он настолько профессионален, что не “купиться” на это просто невозможно. Уже не говоря о том, что я наконец-то услышал, что Фандорин заикается именно так, как я себе это представлял.
Михалков - совершенно замечательная сволочь. Просто отличная сволочь. Привлекательная и мерзкая одновременно. Крупная такая сволочь, настоящая, масштабная. После его пассажей насчет “Детей Розенталя” я был бы рад, если бы увидел, что он что-то делает здесь “не то”. Но он в полном порядке, роль вышла - заглядение. Отчасти этот образ даже сильнее, чем меньшиковский. Там больше мощных монологов, может быть, энергии больше. Но, с другой стороны, я вот думал - как правило, хорошим актерам мерзавцев играть выгоднее, они более выпуклые такие, контрастные. А положительный персонаж - ну, он положительный до оскомины. Здесь - не то, меньшиковский Фандорин не теряется на фоне Пожарского, не блекнет, он не просто хороший, и оттого - скучный, нет, он - живой, и поэтому интерес к нему не угасает. Более того, симпатия все же остается на его стороне, мне кажется, хотя Михалков-Пожарский (как актер и как герой) делают все, чтобы заставить себе симпатизировать. А Меньшиков-Фандорин, вроде бы, не делают почти ничего. Экранизация принципа “делай, что должно, и будь, что будет”. Но именно за счет того, что, благодаря Меньшикову, Фандорин получился не куклой, а живым человеком, мало того - достойным человеком, он заставляет и сочувствовать себе, и сопереживать.
И вот еще - в Фандорина из “Турецкого гамбита” влюбиться, на мой взгляд, невозможно. Он, вроде бы, очень хороший, даже симпатичный, умный… Но он неживой. Я, вот, очень люблю фильмы с Брюсом Уиллисом. Недавно прошел фильм с ним - “Заложник”, что ли. Вот, нельзя влюбиться в Уиллиса. В героя Уиллиса, я имею в виду. А кто помнит такой фильм “Midnight run” - “Успеть до полуночи” с Де Ниро - вот в его героя влюбиться можно. Это в определенной степени условность все, конечно, просто я таким образом какие-то вещи для себя определяю. Может, когда-нибудь найдутся более четкие формулировки.
Так вот, Фандорин у Меньшикова имеет какие-то такие качества, благодаря которым он перестает быть “плоским” и благодаря которым его начинаешь принимать ближе к сердцу.
Вообще, надо сказать, что в книжках Акунина о Фандорине существует свой дух, своя какая-то атмосфера, которая очень “цепляет”, и которую, конечно, ждешь увидеть на экране. Собственно, отчасти это для многих, я думаю, определяет оценку фильма.
Здесь с “акунинской” атмосферой тоже трудно. Думаю, что ее вообще невозможно перенести на экран. Но. В создатели “Статского советника” нашли что-то такое, что можно предложить вместо “книжной” атмосферы. Какой-то такой свой тонус, благодаря которому через пять минут после начала забываешь продолжить сравнивать книжку и фильм. Т.е., в общем-то, этот фильм можно показывать в полном отрыве и от книжного сериала, и от других серий. Здесь полностью законченные характеры (именно, что не образы, а характеры!) героев, полностью обернувшаяся интрига - это можно назвать вполне законченным произведением. Причем более, чем удачным произведением.
Надо будет DVD потом купить. Такой фильм приятно будет посмотреть как-нибудь потом еще раз. Посмаковать.
Оригинал этого сообщения находится на Lifanovsky.com. Вы можете оставить комментарий здесь или
после оригинального сообщения. Комментариев в оригинале -