Ein Heldenleben

Mar 15, 2007 15:26

Читайте заметку в оригинале!

В последние дни коллектив оркестра Большого театра живо заинтересовался творчеством великого немецкого композитора Рихарда Штрауса, в частности, его бессмертным сочинением под названием "Жизнь героя". Случилось это, естественно, не просто так, а в связи с тем, что вскоре - а именно, 29 марта - нам предстоит исполнить эту пьесу под управлением Александра Ведерникова.

Я, в общем, не очень удивляюсь тому мало кто это произведение играл, и даже мало кто видел ноты. Правда, возникает нехорошее подозрение, что мало кто вообще видел хоть какие-нибудь ноты Р. Штрауса в принципе - иначе чем объяснить такую восторженность "наворотами"? Более того, я подозреваю, что знакомство с этой музыкой у многих произойдет впервые. И то хорошо - надо же когда-то начинать? Не все же, в конце концов, музыкой увлекались в училище или, прости господи, в консерватории...
А у Штрауса всегда "навороты". Как сейчас помню, когда на заре оркестровой карьеры первый раз в жизни увидел (и тут же на концерте сыграл, с одной репетиции, сидя на первом пульте) первый раз в жизни "Дон Жуана" (адреналин тот еще), Миша Славин мне сказал: "Ну, что, посмотрел нотки? А теперь запомни: эту пьесу, и еще несколько, надо знать наизусть". Взял нотки, взял запись - и выучил таки... Ну, не наизусть, но очень крепко. А потом как-то летом, затосковав внезапно по оркестру, "входящему в десятку", взял еще нотки "Жизни" и "еще нескольких" пьес, и - то же самое.

Почти тогда же старый друг и собрат по любви к музыке, Мишка Бельский, подарил на день рождения запись этого самого "Дон Жуана" с Караяном и венцами. Там еще был (и есть) "Так говорил Заратустра". Бельский, который к тому времени уже жил в Германии, снабдил подарок такой подписью (интимные подробности опускаю): "Поздравляю и надеюсь к 50-летию увидеть твои записи в этой серии. Приезжайте к нам, на Колыму. Запись оркестровых трудностей прилагается".

Дело было сравнительно давно, и сейчас я на такие подвиги, конечно, уже не способен. В смысле - летом надо отдыхать. Но Штраус - это такая музыка, которую, конечно, не знать нельзя. По-моему, нельзя и не любить. И в частности - Ein Heldenleben. Хотя просыпаться предпочитаю под "Дон Жуана" все-таки.

Главный дирижер Большого театра, мне кажется, вполне справедливо назвал "Жизнь героя" лучшей симфонической поэмой Р. Штрауса. Цитата появится на сайте сегодня или завтра, я думаю. Что к этому можно добавить? Я, конечно, не музыковед... Но можно, все-таки, сказать хотя бы, что, по некоторым слухам, "Жизнь героя" построена как своего рода раздутая до невозможности первая часть обычной симфонии. Как всегда у Штрауса, который любил программность и яркость в музыке, "Жизнь героя" является очень эмоциональной музыкой - когда слушаешь, рано или поздно начнешь сопереживать, даже, так сказать, против воли. Если, конечно, исполнение приличное. Если неприличное, впрочем, то все равно начнешь - но уже самому композитору, а также несчастному коллективу, который вынужден так мучиться.

Хотя, справедливости ради, надо сказать, что просто так "Жизнь героя" как правило не играют. На том же сайте Большого театра в той же цитате Ведерников как раз и говорит, что некоторое время назад не стал бы трогать это сочинение. Но сейчас-де оркестр уже готов. Хочется в это верить.

Программа пьесы, как можно догадаться, рассказывает о жизни этого самого героя - сам герой, враги героя, подруга героя, битвы героя, мирные труды героя и, наконец, уход героя из мира и успокоение. Ну, то есть, все, как обычно.

Впрочем, на программу, строго говоря, внимание можно и не обращать. Музыка, хотя и по-штраусовски экспрессивная, построена на вполне знакомых даже людям, которые все-таки закончили консерваторию, принципах представления тем, их развития и последующего возвращения. То есть - тоже как обычно. "Позднеромантический" язык Штрауса только подчеркивает драматизм, заложенный в тоже обычном таком сюжете "на все времена": право человека на борьбу за собственную индивидуальность, за возможность стать личностью, успешно преодолеть все препятствия и найти, в конце-то концов, любовь. Ну, и упокоиться потом, естественно...

<%image(20070315-Folder.jpg|200|198|Фриц Райнер дирижирует Штрауса. Диск RCA.)%>Одним словом, "Жизнь героя" - не только, возможно, лучшая из симфонических поэм Рихарда Штрауса, но и своего рода символ классического романтизма. Или романтического классицизма? Ну, как-то так. Одним словом, это не просто один из краеугольных камней оркестрового репертуара и проверка на прочность для любого коллектива, но и одна из самых высоких музыкальных вершин рубежа XIX и XX столетий.

Сто лет о музыке не писал. Надеюсь, меня простят за игривый тон - пытаясь рассказать о подобного рода сочинениях всегда рискуешь прямо-таки собой, поскольку хоть как-то соответствовать практически невозможно... В качестве компенсации готов предоставить очень приличную запись этого сочинения: 1954 год, Chicago symphony, дирижирует Фриц Райнер. Скрипичное соло - Джон Вейчер. 6 треков, общий вес - порядка 60 мегабайт. Enjoy.
Previous post Next post
Up