Сергей Бобров и его "Ромео и Джульетта" - взгляд из ямы

Apr 13, 2006 22:56


<%image(20060413-sergei_bobrov.jpg|168|224|Балетмейстер Сергей Бобров)%>В тот момент, когда в виртуальном мире заканчивается ЕЖЕ-конкурс РОТОР, в котором, совершенно неожиданно для меня, в категории "Музыкальный сайт года" первенство держит форум "Классика", в мире реальном тоже подходит к финалу один конкурс. Он, правда, официально называется "фестиваль", но с призами. Я, конечно, имею в виду "Золотую маску".

На самом деле, написать то, что я собираюсь написать сейчас, я хотел еще неделю назад, но все не хватало времени. А сделать это хочется все-таки до объявления результатов "Маски".

4 апреля целый ряд артистов оркестра Большого театра (включая и вашего покорного) помогали Красноярскому театру оперы и балета провести фестивальный показ балета "Ромео и Джульетта" в постановке Сергея Боброва. Происходило это в театре "Новая опера", яма там неглубокая, поэтому сцену было видно хорошо.

С одной стороны, я, конечно, не так хорошо разбираюсь в балете, как некоторые другие артисты оркестра того же Большого театра (уже не говоря о целой плеяде выдающихся балетных критиков современности), но кое-какие мысли на тему именно этот балет у меня вызвал. Вот ими и хотелось бы поделиться.

Не секрет, что Сергей Бобров - ученик Юрия Григоровича. В этой связи, на мой непросвященный взгляд, общий стиль спектакля, безусловно, наследует Григоровичу. Хотя речь не может вестись о "копировании", "цитировании" или о чем-то подобном. "Ромео и Джульетта" Боброва - абсолютно самобытный спектакль. Хореография - оригинальная, естественная, красивая, профессиональная, содержащая в себе массу возможностей для артистов показать себя. А самое главное - Бобров-хореограф, на мой взгляд, создал искренний, не надуманный спектакль. Его балет - это сами чувства, а не мысли о чувствах, как это нередко бывает.

Вот если "Ромео и Джульетта" Красноярского театра чем и похож на какие-либо старые постановки, так это размахом и качеством сценографии. Не знаю, каков был бюджет, но, глядя на сцену не скажешь, что постановка "малобюджетная", "дешевая", "провинциальная" и т. п. Напротив, лично мне (а также целому ряду моих коллег, с которыми я беседовал на эту тему) сценография напомнила ощущение от многих балетов "того" Большого театра - масштабных, мощных, красивых. А вслед за этой мыслью сразу возникала и следующая: а почему же на нашей сцене не ставят сейчас таких балетов? Ко всему прочему, ни художнику, ни балетмейстеру этой "Ромео и Джульетты" не хочется задавать вопросы "а почему так?", "а это что значит?", "а зачем тут эта штука?" - все естественно и никаких недоумений не вызывает. Да, сценография, скажем так, "традиционная". Но, глядя на нее, понимаешь, как же глаз соскучился по таким "традиционным постановкам".

Я подумал, что мы и не заметили, как те вещи, которые когда-то принято было называть "авангардом", прижились в театрах и стали мейнстримом. Если взять десять недавно поставленных опер и балетов, то наверняка девять из них будут либо совершенно "авангардными" (как, например, "Ромео и Джульета" Поликтару, которую пару лет назад поставили в Большом театре), либо актуализацией оригинального сюжета. "Вестсайдская история" и киноверсия рок-оперы "Иисус Христос Суперзвезда" - это замечательно, но провести параллель между, допустим, "Борисом Годуновым", "Хованщиной" или какой-нибудь другой оперой и нашим временем - это слишком простое решение. К тому же, складывается ощущение, что многие и не догадываются о том, что для того, чтобы сделать актуализацию оправданной, талант необходим уж по крайней мере не в меньшей степени, чем для того, чтобы сделать "традиционную постановку".

Но, в конце концов, важен ведь не стиль той или иной постановки. Важно, несет ли в себе произведение или исполнение некое осмысленное высказывание, насколько искренним является это высказывание и насколько адекватны и качественны технические средства, которыми все это осуществляется. Именно ответы на эти вопросы помогут понять, может ли произведение заставить откликнуться сердца зрителей/слушателей. Делает ли оно людей лучше, способно ли помочь жить?

В конце февраля я случайно оказался на "Путешествии в Реймс", которую привез Мариинский театр. Я был поражен качеством этого спектакля. Абсолютно все в нем, от игры оркестра до сценографии, работает на создание цельного впечатления - и производит его. Это просто триумф всего лучшего, что может дать театральному зрителю опера.

Я не собираюсь сравнивать спектакли Мариинского, Большого и Красноярского театров. Есть специалисты, которые успешно сделают это и без меня, а вообще-то, по-хорошему, зритель должен бы сам придти и посмотреть. Я, конечно, не видел всех спектаклей, представленных на "Маске". Но я довольно неплохо знаком со спектаклями, которые представляли в этом году оба "главных театра страны", а еще, так уж вышло, со спектаклем московского хореографа Боброва, который он сделал в Красноярске. Должен сказать, что эта "Ромео и Джульетта" - не хуже столичных постановок, а на мой непрофессиональый в смысле балета взгляд - так просто однозначно лучше. Он поставлен и танцуется профессионально и искренне, это не та "современной хореография", от вида которой душит тоска. Я очень рад за тех, кто смог увидеть этот спектакль в Москве и надеюсь, что, возможно, труппа Красноярского балета еще как-нибудь посетит Москву.

И еще я, конечно, надеюсь, что Бобров получит свою "Маску". Впрочем, даже если этого и не произойдет, то любой, кто даст себе труд сравнить списки номинантов и лауреатов прошлых лет, поймет, что и в случае неудачи Сергей окажется не в самой плохой компании.

Читайте в оригинале!
Nucleus LiveJournal Plugin © Evgeny Lykhin
Previous post Next post
Up