Владимир Путин предложил воюющим сторонам на Украине «дорожную карту», как остановить кровопролитие в Донбассе. Правда, мирный план вряд ли будет реализован. Этому помешает отсутствие политической воли у Киева и тот факт, что центральная власть не контролирует все вооруженные формирования, воюющие против народного ополчения Новороссии.
Свою инициативу Владимир Путин озвучил в ходе своего визита в Монголию. План содержит семь пунктов. Первый - прекратить все военные действия. Второй - отвести вооружённые подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населённых пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня. При этом соблюдение условий должны контролировать международные наблюдатели. Авиация должна отказаться от бомбардировок мирных городов и сел. При этом стороны должны произвести обмен пленными по формуле «всех на всех» без дополнительных условий, открыть коридоры для доставки гуманитарных грузов в Донбасс и обеспечить условия работы ремонтных бригад для восстановления инфраструктуры.
Премьер-министр Донецкой народной республики Александр Захарченко уже заявил, что ополченцы давно предлагали прекратить огонь и поддерживают план Путина. Но Киев должен заставить прекратить огонь не только армию, но и подразделения нацгвардии и частные батальоны.
По всей видимости, именно это условие и не может выполнить украинская власть. Ведь нацгвардия и частные батальоны снабжаются олигархами и подчиняются именно им. А они, в частности Игорь Коломойский, не настроены на мир.
В то же время, не может Киев не учитывать и мнение иностранных государств. Запад же финансировал Майдан, оказывал дипломатическое давление на Януковича и требовал начала военной операции в Донбассе явно не для того, чтобы в один момент пойти на признание народных республик. «Я думаю, суть в том, что россияне не искренне заинтересованы в прекращении огня. Они продолжают дестабилизировать восточную Украину», - уже заявил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. При этом Северо-Атлантический альянс не ограничился словами, а направил в Черное море свои корабли. В акваторию вечером в среду вошли с управляемыми ракетами на борту французский корвет «Коммандан Биро» и американский эсминец «Росс», на подходе канадский фрегат «Торонто» и испанский фрегат «Альмиранте Хуан де Бурбон».
Внутриполитическая ситуация на Украине тоже далека от той, которая бы позволила заключить мирное соглашение. Хоть сам Порошенко и готов обсуждать предложения Путина, но его окружение требует продолжения войны. «Семь пунктов российского президента якобы для решения кризиса на Украине удивительным образом напоминают план спасения для российских террористов», - категорично заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Тем не менее, сама Украина буквально трещит по швам. По словам назначенного из Киева губернатора Донецкой области Таруты, если украинская армия сдаст окруженный ополченцами Мариуполь, Украина должна будет признать поражение в войне. Дело в том, что в условиях отсутствия поставок российского газа вся надежда украинской энергетики сейчас на уголь. Его много в Донбассе, но Киев не контролирует этот регион. В результате Украина была вынуждена подписать контракт на поставку миллиона тонн из ЮАР. Но единственный порт, способный принимать корабли с углем, находится в Мариуполе. Так что перспектива всей стране зимой замерзнуть вполне реальная.
Но, видимо, в Киеве об этом думать не хотят. Там политики заняты предвыборными баталиями и говорят о скорой военной победе. Так что планы наиболее радикальных командиров ополчения скоро взять столицу Украины звучат вполне реально.
- Осуществимость плана Путина зависит от того, насколько враждующие стороны воспримут его как реальную дорогу к миру, - говорит профессор ВШЭ Леонид Поляков. - Со стороны ополченцев готовность работать по этому плану намного более высокая. Они действительно готовы сесть за стол переговоров и начать обсуждать формат присутствия Новороссии в составе Украины. Что касается Киева, то тут большое количество проблем. Прекратить военную операцию Порошенко будет очень сложно. До сих пор «партия войны» доминирует в украинской политике и в массовом сознании. Большинство населения не довольны снабжением армии, но не самой войной. Для украинского руководства очень трудно переступить через себя и принять план человека, которого считают врагом. Есть и фактор наличия западных советников, которые не очень заинтересованы в движении Украины по маршруту, указанному Россией. Хотя Евросоюз склоняется к мнению, что нужно политическое решение. Но всё зависит от Киева.
«СП»: - Но украинские СМИ могут развернуть парадигму и вести агитацию за мир.
- Украинские СМИ находятся в руках нескольких олигархических групп. Так что всё будет зависеть от игр олигархов. Найдутся люди, готовые сыграть на настроениях усталости и разочарования. Но могут найтись и крайние радикалы, которые используют сложное положение Порошенко для того, чтобы самим прорваться во власть. И если не путем нового Майдана, то хотя бы на выборах в Верховную Раду.
План Путина - это абсолютно продуманный выход из ситуации, ни по одному из семи пунктов никто ничего возразить не может. Это предложение опытного политика. Но план попадает в сложный киевский контекст, где завязано много противоречий. Так что исполнение плана Киевом под большим вопросом. Хотя ополченцы готовы следовать «дорожной карте».
«СП»: - Может ли Запад уговорить Киев прекратить войну под напором обстоятельства успеха ополчения?
- В Евросоюзе нет единства на эту тему. Хотя руководители крупных стран - Франции и Германии - должны оказывать на Порошенко давление в пользу этого плана. Но есть еще и Соединенные Штаты, а их интерес в продолжении конфликта как можно дольше. Чтобы никаких вариантов сближения России и Украины не осталось. Порошенко в очень сложной ситуации. Сам он похож на договороспособного человека, но он не самостоятелен. И наверняка у его американских друзей есть какая-то информация, которая может его сильно дискредитировать.
Президент Центра системного анализа и прогнозирования (Украина) Ростислав Ищенко полагает, что Киев даже при большом желании уже не сможет пойти на мирные переговоры:
- Выполнение плана по урегулированию маловероятно. Сам план совершенно нормальный, но мы имеем дело с неадекватными людьми в Киеве. И речь даже не о самом Порошенко, которому нужна передышка, а об остальной украинской власти. Проблема в том, что президент не может чем-то управлять. Территориальные батальоны полностью вышли из-под контроля: кто хочет - дезертирует, кто хочет - разбегается, кто хочет - воюет, другие грозят свергнуть Порошенко.
К тому же, украинская власть жертвует своей собственной пропагандой. Она пропагандировала войну, теперь очень сложно будет объяснить, почему она хочет заключить мир. Все последние недели, несмотря на поражения украинской армии от ополченцев, киевская пропаганда говорит о тысячах погибших российских военнослужащих и что чуть ли вообще не всю российскую армию перебили. Сложно будет объяснить перемирие, если есть военные успехи. Общественность в Киеве и городах на западе Украины конечно не хочет отправлять своих родственников на войну, но эта же общественность хочет, чтобы кто-то эту войну выиграл. Люди настроены так, что вся проблема в неумелых командующих, а потому надо поменять Порошенко и начальника Генштаба, и тогда война будет выиграна.
«СП»: - Власть в Киеве зависит от внешних сил, они могут уговорить пойти на перемирие.
- Вашингтону совершенно не выгодно, чтобы Порошенко заключал мир. Американцы считать умеют, и не хотят соглашений о фактическом признании Новороссии. Ведь это приведет к дальнейшей дефрагментации Украины. Войска начнут расходиться по домам, а восстания могут произойти в Харькове и других городах.
Вашингтон понимает, что киевская власть обанкротилась, дальше ее содержать нет желания и возможностей. Но чтобы бросить Киев на произвол судьбы, США нужен какой-то повод. Если власть рухнет под напором внутренних проблем и руководство в стране захватят боевики, то Вашингтон сможет сказать, что легитимный президент свергнут неизвестно кем, поэтому дальше поддерживать Украину мы не будем. Но это возможно только в том случае, если будут продолжаться поражения украинской армии. Но что получит Вашингтон сейчас? Договоренности о фактическом признании ДНР и ЛНР? Тогда вопрос: почему же не надо было соглашаться на федерализацию, а сейчас признавать независимость республик?
Давайте посмотрим на позицию Вашингтона. Он пытается перенести противостояние России в плоскость усиления группировок НАТО в Восточной Европе, срыва поставок «Мистралей». Украина воспринимается как отыгранная карта, США оттуда уходят. Посмотрим, что будет дальше.
«СП»: - На Западе говорят о возможном вводе миротворцев, в том числе и российских. Тогда конфликт не перекинется на Харьков.
- Но для этого нужно развести войска, поэтому потребуется контакт Киева с ополчением Новороссии. Надо будет создать буферную зону и ввести туда миротворцев. Но если Киев даст команду войскам отойти и позволит войти российским миротворцам, то это будет последний день украинского режима, его просто свергнут радикалы.
«СП»: - Армия Новороссии наступает, украинская армия разбредается. Чем может закончиться конфликт?
- Всё зависит от того, насколько быстрыми темпами армия Новороссии будет наращивать свой боевой потенциал. Чтобы наступать дальше, необходимо контролировать свои коммуникации, держать гарнизоны в городах. Если через неделю-две количество ополченцев составит более 40 тысяч человек, то Новороссия будет наступать. Военное поражение Киева из фронтовой катастрофы перейдет в разряд уже политической катастрофы.
Но нет никакой гарантии, что ополчение сможет наращивать силы быстрыми темпами. Если сейчас наступит оперативная пауза, то киевский режим сможет укрепиться. По крайней мере, у него появится время. Станут понятны дипломатические контакты. Но сложно будет прогнозировать продвижение ополчения на Запад. Есть вероятность, что начнутся восстания в крупных украинских городах. Но мы не знаем, начнутся ли они и если начнутся, то когда. Тут слишком большое количество неизвестных.
Но, на мой взгляд, при любом варианте развития событий, даже при заключении мира, Киев утратит контроль над Юго-Востоком. Какие бы соглашения не заключались, мы увидим совершенно новую ситуацию.
«СП»: - Насколько вероятно повторение июньского сценария, когда Порошенко объявил о прекращении огня и использовал время для подготовки решительного наступления на Донецк и Луганск?
- Это маловероятно. Сейчас Порошенко уже нечего перегруппировывать, его армия деморализована, мобилизация сорвана. Былого превосходства сил уже нет, если ополчение и уступает армии, то не на порядок, а в полтора-два раза. По утверждению ополчения, в ствольной артиллерии и вовсе достигнут паритет. Даже перегруппировав силы, Порошенко не сможет начать такое же решительное наступление.
Лучшее, что может сделать Порошенко с военной точки зрения, это стабилизировать фронт, уйти в глухую оборону и добиваться политического решения. Но это будет долгое и кровавое решение. Но я очень сомневаюсь, что украинская армия сможет долго удерживать фронт даже в обороне в условиях политической нестабильности и экономического коллапса.
Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский считает, что у Порошенко нет другого выхода, как планомерно идти к катастрофе:
- Предложение Путина имеет, в первую очередь, информационное значение. В сложившихся обстоятельствах России и Новороссии важно постоянно показывать свой мирный настрой и конструктивную позицию. Выдвижение таких инициатив важно само по себе. Но очень трудно представить, чтобы оно могло быть реализовано.
Ничего принципиально оригинального в плане Путина нет. Проблема состоит в том, что ни одна из сторон конфликта не заинтересована в мире. При этом Российская Федерация не сторона конфликта, хоть симпатии ее понятны. Переговоры о мире должны проходить между двумя народными республиками и Киевом, что, собственно, и подчеркивает Путин.
Сейчас нет запроса на мир. Прежде всего, со стороны Киева. Нет той общественной силы, которая бы вынудила Порошенко начать переговоры и перейти к установлению мира. Даже если украинская армия будет терпеть поражения за пределами Донецкой и Луганской областей, власть не сможет пойти на мирные соглашения. Народ хочет войны и хочет победы. Нынешнее состояние украинского общества можно описать как военный психоз.
Миру мешают и грядущие выборы Верховной Рады в конце октября. До выборов все политические силы будут соревноваться друг с другом в радикальности лозунгов. После выборов начнут отмечать годовщину Майдана, и массовый психоз достигнет своего апогея. Может быть, условия для мирных проектов сложатся к концу зимы или к весне.
«СП»: - Люди не хотят отправки родственников на войну, но требуют победы.
- Человеческое сознание в принципе противоречиво. Так что нет ничего удивительного в том, что люди не хотят гибели родственников, но хотят победы. Особенно в центральных и западных областях страны.
«СП»: - Если человеческое сознание противоречиво, то пропаганда теперь сможет представить Порошенко как миротворца. С потерей Донбасса тоже многие согласятся, ведь даже многие украинские политики сейчас радуются тому, что страна потеряла Крым.
- Но тогда Порошенко надо будет объяснить народу, что заставило его так переродиться, ведь раньше он говорил противоположные вещи. Если он отрекается от прежних позиций, то становится уже другим политиком. И не ясно, на каких тогда основаниях он возглавляет Украину. Для Порошенко в обозримом будущем такого варианта просто нет. Он - лидер «партии войны».
«СП»: - В стране экономический и политический кризис, армия терпит поражение, а войну надо продолжать.
- Вряд ли самого Порошенко устраивает такая ситуация. Но выбора у него нет. А войну можно продолжать в любых условиях. Даже если у людей не будет тепла, электричества, горячей воды и прочих благ цивилизации, а фронт передвинется к Киеву. Война будет идти до тех пор, пока не сменится настрой общества с войны на признание ополченцев как равной стороны. Если сейчас Порошенко откажется от военных действий, он потеряет значимую поддержку в обществе, а его прежние противники всё равно поддерживать не будут.