В соответствии с налоговой реформой, с первого января 2015 года в Украине отменяется банковская тайна на все виды вкладов, а также вводится прогрессивная шкала налогообложения процентов, полученных в виде дохода от размещения банковских депозитов.
Соответствующие положения содержатся в документе Кабинета Министров Украины (КМУ): проект Закону України «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законів України (щодо податкової реформи)».
Проанализировав последний вариант правительственных изменений в Налоговый кодекс, я сделала две колонки. В первую поместила негатив и риски. Во вторую - позитив.
К сожалению, негатива оказалось гораздо больше.
Много новых налоговых норм, которые рассматривает правительство, угрожают бизнесу и экономике.
Кроме попыток ввести 30-процентный налог на превышение расходов Украинский над их доходами, что уже вызвало возмущение у людей, есть и другие идеи, от которых веет прошлым.
Приведу лишь несколько примеров, которые касаются простых людей.
1. Введение налога на жилую недвижимость без исключений. Пока не облагаются квартиры площадью до 120 кв м и дома до 250 кв м.
2. Предоставление права налоговикам на проверку людей при наличии одного из пяти оснований в порядке, не определенному законом.
3. Повышение ставки земельного налога в 3% от денежной оценки. Действующая ставка - 1%.
4. Увеличение стоимости автомобилей через восстановление акциза за переоборудование транспортных средств.
5. Повышение ставки сбора с покупки валюты до 2%. Действующая ставка - 0,5%.
6. Введение прогрессивных ставок налогообложения на доходы физических лиц, в том числе на пассивные доходы.
7. Ликвидация банковской тайны.
Теперь примеры, касающиеся бизнеса.
1. Налогообложение коммерческой недвижимости.
2. Введение кассовых аппаратов для плательщиков единого налога.
3. Расширение перечня оснований для проведения внеплановых проверок.
4. Предоставление налоговым органам права взыскания налогового долга без обращения в суд в порядке, определенном Кабмином.
5. Обязательства налогоплательщиков сообщать, доходы они выплачивают людям и продают, если стоимость реализованных товаров превышает 25 тыс грн.
6. Введение нового акциза, который вопреки европейским нормам устанавливается органами местного самоуправления.
7. Введение предельного размера расчета наличными до 15 минимальных зарплат в день.
О чем свидетельствуют такие инициативы? В первую очередь - о нежелании отдельных людей в правительстве проводить реальную налоговую реформу и о попытке заменить ее очередным фискальным и административным давлением.Также можно вспомнить о желании правительства увеличить извлечение налога на доходы физических лиц из местного бюджета Киева еще на 25% до 75%.
У них есть иллюзия, что можно работать по-старому: проблему с дефицитом средств в бюджете решать за счет расширения полномочий фискалов и усиление налогового давления. Закрыв при этом глаза на коррупционные схемы и налоговые ямы, искоренение которых позволило бы выполнить государственный и местные бюджеты.
Возникает вопрос: что делать, когда на этапе выполнения взятых обязательств некоторые политики и чиновники пытаются подменить реформу небольшим фасадным ремонтом, сохранив все гнилой коррупционный смысл?
Во-первых, тщательно изучать проекты документов и сверять их с коалиционным соглашением. Конечно, в сжатые сроки детально изучить документы объемом 400 и более страниц трудно, но если мы говорим о содержании, а не форму, это нужно делать.
В первую очередь, это касается законодателей, экспертов, представителей предпринимательских структур, активистов и других неравнодушных людей.
Во-вторых, в случае обнаружения горе-инициатив следует говорить о них, блокировать их и принимать законы, которые будут уничтожать коррупционные барьеры и стимулировать экономику.
В-третьих, жестко контролировать чиновников и делать это независимо от того, насколько красиво они говорят. Оценивать по делам, а не по словам. Другого рецепта я не вижу.
Очевидно, что тема налоговой реформы будет политизироваться. Кроме того, есть большое количество лоббистских групп. Они работают, чтобы не допустить реальных изменений.
Соответственно, вокруг налоговой реформы будет много новостей - хороших и не очень.Однако нам нужно делать свое: менять систему, делать ее конкурентной, прозрачной и европейской. Особенно теперь, после утверждения парламентом программы действий правительства, составной частью которой является коалиционное соглашение.
В ней черным по белому записано обязательство отказаться от карательной модели налогового контроля. Не только это, но и много конкретных предложений, среди которых реформа НДС и безусловное снижение ставки единого социального взноса.
Искренне надеюсь, что в правительстве это поймут, и вскоре в парламент будет внесен тот проект налоговой реформы, который даст толчок экономике и заложит основу для среднего класса. Это то, что жизненно необходимо Украине и украинском.