Вспомним советские ювелирные заводы

Aug 27, 2013 18:45


После окончания ювелирного училища МШХР меня распределили на МЭЮЗ. Там я работала на участке эмалирования. Много чему научилась, но, самое главное, остались воспоминания, которые использую в своей новой книге "Быть ювелиром в России".

Кому интересно, читаем:

Основные подразделения на ювелирном предприятии

Обычно помимо основного ювелирного производства (литье, монтировка, шлифовка, закрепка, упаковка, бухгалтерия, инженерные службы) имелись отдел главного художника, экспериментальный участок, участок эмалирования, участок родирования и библиотека.

Структура МЭЮЗа

На Московском экспериментальном ювелирном заводе было четыре основных ювелирных цеха. Причем так называемые первый и второй цеха изготавливали изделия с бриллиантами, третий цех производил продукцию без камней или с жемчугом и красными корундами. Отдельно выделялся экспериментальный цех, где изготавливались мастер модели для серийного массового производства и эксклюзивные изделия. Особенно престижно было работать в экспериментальном цехе, где высококвалифицированные ювелиры делали мастер - модели и эксклюзивные изделия в единичных экземплярах. Кроме того, при заводе был участок эмалирования и родирования. В каждом цехе помимо ювелиров и закрепщиков, работали кладовая и отдел ОТК. Наряды выписывались по распоряжению мастера цеха. Приблизительно такую же структуру имели и другие крупные ювелирные заводы.

Рабочий состав ювелирного цеха

На Московском экспериментальном ювелирном заводе цех по производству серийной ювелирной продукции для внутреннего рынка включал в себя ювелиров-монтировщиков (около 40 человек), закрепщиков (около 15 человек), работников ОТК (4 человека), мастера и его заместителя, работников кладовой (5 человек) и инженерную службу.

Квалификация специалистов в ювелирной отрасли

Лица, работающие в ювелирно-художественной промышленности, делятся на следующие группы:

- рабочие, которые в зависимости от узкой специализации называются ювелирами, филигранщиками, эмальерами, штамповщиками;

- модельеры, то есть рабочие высшей квалификации, выполняющие (эталонные) образцы моделей;

- художники, имеющие специальное (высшее или среднее) образование, которые разрабатывают коллекции.

Сколько изделий за смену делал ювелир МЭЮЗа

В среднем ювелир-монтировщик 4-го разряда делал за смену порядка 50 золотых колец. Работа включала в себя обработку литника, опиливание, шабрение. Что касается серег, то в перечень работ входил обработка литника, опиливание, пайка флажка, сбор швензы. Квалифицированный ювелир мог сделать около 30 пар серег.

Заводские расценки на изготовление ювелирных изделий

Для расчета зарплаты ювелирам использовали в основном классификацию групп сложности изготовления художественных изделий. В данной классификации приводились характеристики работ по категории сложности для художественной росписи по эмали, для выемчатой эмали, для черни, гравирования и для филигранных работ. В основу разработки нормативов были положены:

хронометражные и фотохронометражные наблюдения;

данные анализа передовой технологии, организации труда и мероприятий по их совершенствованию;

паспорта, технические описания и инструкции по эксплуатации основного оборудования; другие нормативно - технические материалы.

Расценки на обработку ювелирных изделий устанавливали инженеры-нормировщики, одной из задач которых было следить за экономией заработной платы. Существовала практика наблюдения инженером нормировщиком за рабочим средней квалификации в течение, например, одной рабочей недели. Такой специалист просто сидел рядом с рабочим и фиксировал в тетради все его движения и операции по минутам, и потом рассчитывались расценки исходя из средней зарплаты за месяц. Иногда в цехе можно было увидеть такую картину: рядом с квалифицированным мастером несколько дней сидит инженер - монтировщик и наблюдает за каждым его движением. Конечно же, ювелир старался в эти дни работать медленнее, иначе расценки на выполнение той или иной модели были бы снижены.

\ Продолжение следует...
Previous post Next post
Up