Прошло уже 4 дня с момента открытия 12-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2015. Все эти дни на территории выставки работает экспозиция “Легенды Авиации”. Она представлена Научно-инженерной компанией “НИК” и Благотворительным фондом “Легенды Авиации” при поддержке Администрации города Жуковский, ОАО “Авиасалон” и Клуба Героев города Жуковский. В экспозицию входит 9 самолетов различных эпох.
1.
Экспозиция расположена в конце статической стояки по направлению к КПП-3. В нее входят известные самолеты, многие из которых являются уникальными и существуют в единственном экземпляре.
2.
3.
Ту-144Д (бортовой номер СССР-77115) - последний из построенных Ту-144, совершивший свой первый полет 4 октября 1984 года. Выставляемый аппарат является летающей лабораторией, созданной на базе пассажирского авиалайнера. Он никогда не перевозил пассажиров, а использовался по программе "Буран". В силу схожей аэродинамики с будущим космическим челноком, на нем отрабатывали снижение с нулевой тягой и посадку. При испытаниях его поднимали на высоту 5000 метров, ставили малый газ и входили в снижение с положительным углом тангажа. Испытания проводились с 1985 по 1986 год. Суммарный налет составил всего 39 часов. Подробнее о Ту-144 можно узнать в
моей статье, написанной два года назад после окончания предыдущего МАКСа.
4.
5.
Су-15УМ - учебно-боевой истребитель. В отличие от предыдущей модификации Су-15УТ, который был чисто учебно-тренировочным истребителем, Су-15УМ был способен выполнять некоторые боевые режимы. На этом настаивали военные при разработке этого самолета. При этом за счет сокращения состава бортового радиоэлектронного оборудования кабину инструктора организовали без удлинения фюзеляжа и даже без уменьшения объема топливных баков. Внешне Су-15УМ отличается от Су-15УТ более округлым носовым обтекателем.
6.
7.
Су-27СКМ (или Су-27СМК) - многоцелевой истребитель, созданный на базе модификации Су-27СК эля экспортных поставок. Буквы в названии означают “Серийный”, “Коммерческий”, “Модернизированный”. В отличие от Су-27СК, новая модификация имела увеличенное число узлов подвески вооружения (12 точек), более совершенствованное навигационное, связное и прицельное оборудование, доработанную топливную систему, а так же систему дозаправки топливом в воздухе.
8.
9.
ВМ-Т "Атлант" - тяжелый транспортный самолет, разработанный в конструкторском бюро Владимира Михайловича Мясищева на базе стратегического бомбардировщика 3М. Основной задачей этого великана являлась доставка космического корабля “Буран” и элементов ракеты “Энергия” с мест производства на космодром Байконур. Благодаря большому аэродинамическому качеству на самолете можно было закреплять груз массой до 50 тонн, значительно превосходящий в диаметре фюзеляж самого самолета. Например, диаметр водородного бака ракеты “Энергия” - 7,7 метра, а диаметр фюзеляжа самолета - 3 метра. Всего было построено два экземпляра. Вместе они выполнили 152 полета на космодром Байконур и обратно. Подробнее о нем можно прочитать вот в этой
моей статье.
10.
Премьера МАКСа - аппарат, известный под обозначением “Изделие 1.44”, разработанный в ОКБ МиГ в 80-х годах. Многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ), прототип пятого поколения. Первый публичный показ этой машины должен был состояться 20 лет назад - на авиасалоне МАКС 1995. Демонстрацию отменили всего за несколько часов до начала авиашоу. Вторая попытка продемонстрировать экспериментальный истребитель состоялась через два года на авиасалоне МАКС 1997. И опять самолет так и не был представлен посетителям. Его первый и единственный полет состоялся 29 февраля 2000 года. И вот, спустя более 15 лет, он впервые представлен широкой публике.
11.
Еще одна премьера. Самолет, о котором я лично читал еще в детстве в журнале “Техника молодежи” - Ту-155. Уникальная летающая лаборатория, предназначенная для отработки систем, использующих криогенное топливо. На самолете был установлен экспериментальный турбореактивный двухконтурный двигатель НК-88, использующий для работы жидкий водород или сжиженный природный газ. Два других двигателя работали на керосине. В хвостовой части самолета расположен водородный бак объемом 17,5 м3. Самолет впервые поднялся в воздух 15 апреля 1988 года.
12.
МиГ-25БМ - одноместный сверхзвуковой истребитель прорыва ПВО противника с радиоэлектронным и огневым подавлением средств ПВО. На самолет установлен противорадиолокационный радиоэлектронный комплекс “Ягуар”. Основное вооружение самолета - четыре противорадиолокационных ракеты Х-58У. Самолет оснащен более совершенным навигационным оборудованием.
13.
14.
МиГ-27М - истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Именно на выставляемой машине впервые вместо штатного двигателя Р-29Б-300 был установлен двухконтурный турбореактивный двигатель АЛ-31Ф, применяемый на самолетах семейства Су-27. Модернизация самолета проходила по запросу Индии, где эти самолеты стоят на вооружении. Цель ремоторизации - увеличение боевых возможностей машины и улучшение ее эксплуатационных характеристик. Новый двигатель по габаритам отличался от предыдущего. Поэтому одной из сложных задач стало вписать его в обновляемый самолет. Опытный МиГ-27М с новым двигателем впервые поднялся в воздух 15 января 2008 года. По программе предполагалось выполнить 12 испытательных полетов. Но существенное улучшение ряда характеристик обновленного самолета позволило выполнить все ставящиеся задачи всего за 8 полетов.
15.
16.
Farman IV - один из самых массовых самолетов довоенного периода, построенный Анри Фарманом в 1909 году. Это полноразмерная летающая копия. Самолет отличается простой конструкцией и стал в свое время эталоном для множества конструкторов. Деревянная ферма с растяжками из рольной проволоки и крыло, обшитое полотном. Самолет управляется по крену элеронами, которые прикреплены к задней кромке крыла. На стоянке они свисают вниз, а во время полета поднимаются в рабочее положение набегающим потоком воздуха. Пилот сидит на передней кромке крыла, а за ним установлен топливный бак, верхом на котором может сидеть пассажир. Самолет оснащен двигателем с толкающим винтом. Органы управления самолетом напоминают современные. Справа от пилота - ручка управления, соединенная проволокой с элеронами и рулями высоты. Слева - ручка управления двигателем. Ноги пилота стоят на деревянной качалке, управляющей рулями направления. Представленный самолет был построен в 2012 году.
17.
Ну и конечно же наши волонтеры, которые расскажут вам об особенностях представленных самолетов и ответят на ваши вопросы.
18.
Приходите посетить историческую экспозицию “Легенды Авиации” на МАКС-2015.
Вот такие дела.