Написав огромную статью про экскурсию по американскому авианосцу USS "Midway" CV-41, я совсем не коснулся истории его создания и развития. А этому следует уделить особое внимание. Поскольку за все время несения боевой службы корабль изменился до неузнаваемости.
Сами статьи можно найти здесь:
часть 1 и
часть 2.
С 2004 года этот тяжелый авианосец, спущенный на воду еще в 1945 году, пришвартован у пирса в городе San Diego, штат California и превращен в крупнейший музей-авианосец. Имея длину более 300 метров, он кажется просто огромным. Интересным фактом является то, что первоначально авианосец выглядел совсем иначе. Нет, он и изначально был большим кораблем. Это был первый тяжелый американский авианосец. Но за свою историю он пережил две крупные модернизации, в процессе которых очень сильно изменился.
1.
Ниже показано как выглядела схема авианосца в 1945 году при спуске на воду, в 1957 после первой модернизации и в 1970 после второй.
2.
Планы по созданию новых авианосцев появились в США сразу после нападения Японцев на Перл Харбор 7 декабря 1941 года. Однако, мнения у руководства ВМС США расходилось относительно типов авианесущих кораблей. Президент Франклин Рузвельт и адмирал Эрнест Кинг выступали за строительство мелких авианосцев. В то же время адмирал Честер Нимиц отмечал, что авианосцы с водоизмещением всего 11000 тонн имеют слишком много ограничений для их эффективного использования. И настаивал на строительстве кораблей с водоизмещением более 45000 тонн. В конечном итоге было принято решение о строительстве двух авианосцев водоизмещением более 40000 тонн. Проект был окончательно утвержден президентом Франклином Рузвельтом 29 декабря 1942 года.
27 октября 1943 года в сухом доке американской верфи "Newport News Shipbuilding", расположенной в городе Newport News, штат Virginia, состоялась закладка авианосца "Midway" и следующие 17 месяцев шло его строительство. 20 марта 1945 года в торжественной обстановке корабль был спущен на воду.
3.
Изначально он имел длину 295,2 м, ширину 41,5 м и водоизмещение 55000 тонн. На корабле были установлены мощнейшие пушки, когда-либо использующиеся на авианосцах. Они включали в себя 18 отдельных орудий калибром 127 мм, 21 орудие калибром 40 мм и 28 пушек калибром 20 мм. Кроме этого "Midway" был первым авианосцем с сильнейшим бронированием полетной палубы. Причиной этому послужил опыт боев с японскими камикадзе во время второй мировой войны. Толщина брони составляла 76 мм. Плюс вдоль ватерлинии была установлена броня толщиной 203 мм. На фотографии ниже авианосец USS "Midway" в сентябре 1945 года.
4.
А это уже 1951 год. На палубе авианосца стоят первые реактивные истребители F9F "Panther". Начался переход на реактивную палубную авиацию. Но вместе с ними использовались и поршневые самолеты AD-1 "Skyraider".
5.
1952 год. Недалеко от берегов Шотландии.
6.
1954 год. Недалеко от берегов Гибралтара.
7.
1 сентября 1955 года "Midway" был выведен из строя и следующие 25 месяцев проходил модернизацию в военно-морской верфи ВМФ США "Puget Sound Naval Shipyard", расположенной в городке Puget Sound, штат Washington. Целью модернизации было увеличение срока службы и расширение возможностей авианосца согласно программе SCB-110. В конструкцию корабля было внесено много изменений. Но основными были следующие:
- Посадочная полоса была развернута на 8 градусов относительно продольной оси корабля. Это позволило производить одновременно и взлет и посадку самолетов.
- Вместо двух старых паровых катапульт были установлены три более мощные (две C-11-1 и одна C-11-2).
- Было уменьшено количества тормозных кабелей а так же проведено усиление этой системы.
- Изменилось расположение лифтов на палубе корабля и была увеличена их грузоподъемность.
- "Остров" подвергся большой модернизации, включая установку новых систем и оборудования.
- Авианосец получил новый закрытый "штормовой нос".
- Количества артиллерийских орудий было уменьшено до 8.
- Авиационный кран был заменен на более мощный.
- Объем емкостей для авиационного топлива на авианосце был увеличен.
- Был демонтирован броневой пояс в районе ватерлинии.
В результате всех этих изменений водоизмещение корабля увеличилось до 62000 тонн. 30 сентября 1957 года авианосец снова был введен в эксплуатацию. Он выглядел как новая иномарка. На фотографии "Midway" после первой модернизации. Фото сделано в 1958 году.
8.
1963 год. На палубе авианосца несут службу самолеты F-8U "Crusader" и F-4 "Phantom II".
9.
11 февраля 1966 года авианосец "Midway" прибыл в город San Francisco, штат California, где 15 февраля того же года в военно-морской верфи ВМФ США "San Francisco Naval Shipyard" началась вторая для авианосца и крупнейшая в истории кораблестроения комплексная модернизация корабля. Срок был поставлен 4 года. Согласно программе по модернизации SCB-101.66 на корабле были сделаны следующие изменения:
- Перенесены лифты, увеличена их площадь и грузоподъемность.
- Количество паровых катапульт уменьшилось до двух. Они были заменены на более мощные (две C-13).
- Установлена новая усиленная система тормозных кабелей.
- Площадь полетной палубы была увеличена в два раза (с 8000 кв.м до 16000 кв.м).
- Была проведена модернизация "острова". Она включала установку новой инерциальной навигационной системы а так же замену многого оборудования.
Все эти меры позволили авианосцу оставаться в строю до 90-х годов. Однако, недостатком этой модернизации была ее высокая цена. Бюджет был превышен больше чем в два раза (с 88 млн $ до 202 млн $). Это наложило ограничения на модернизацию второго авианосца - USS "Franklin D. Roosevelt" CV-42, так же попадающего под программу модернизации SCB-101.66. Бюджет для него был уменьшен до 46 млн $. На корабле был переделан передний лифт, демонтирована третья катапульта, сняты два из 4-х артиллерийских орудия, а так же реконструированы помещения для персонала.
31 января 1970 года "Midway" вернулся в строй. Длинна авианосца выросла до 303,8 м, ширина до 75,5 м, а водоизмещение увеличилось до 64200 тонн. На фотографии ниже USS "Midway" в 1971 году.
10.
За всю историю применения этого корабля на его борту несли службу следующие самолеты:
С 1945 года - F4U "Corsair".
С 1947 года - SB2C "Helldiver" и F8F "Bearcat".
В начале 50-х годов на палубе появились первые реактивные самолеты - F9F "Panther". К ним в дополнение использовались поршневые AD-1 "Skyraider".
В 1956 году на борту начали службу F3H "Demon" и F-8U "Crusader". В то же время как тяжелый бомбардировщик использовался A3D "Skywarrior", а как легкий истребитель-бомбардировщик - A4D "Skyhawk", замененный в 1970 году на A-7 "Corsair II".
В 1965 году истребители были заменены на F-4 "Phantom II", который в 1986 году уступил место на палубе "Midway" самолету F/A-18 "Hornet".
В начале 70-х годов на борт поступил самолет A-6 "Intruder", который применялся как бомбардировщик и дозоправщик.
В 1962 году самолет AD-3W "Skyraider", использовавшийся на авианосце к качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения, был заменен на E-1 "Tracer", а он в свое время на E-2 "Hawkeye".
11.
Такие самолеты как F-14 "Tomcat" и S-3 "Viking" никогда не несли службу на этом авианосце. Палуба "Midway" слишком мала для них. Поэтому, даже после масштабной модернизации, отсутствие на борту мощной противолодочной защиты не дало авианосцу получить статус авианесущего крейсера (CVA - Attack carrier). Поэтому он остался принадлежать к базовому типу авианосцев (CV - Generic aircraft carrier).
После двух больших модернизаций и более 40-летней службы в рядах ВМФ США, 11 апреля 1992 года авианосец USS "Midway" CV-41 был выведен из эксплуатации.
10 января 2004 года авианосец был пришвартован у пирса в городе San Diego, штат California, где началась работа по превращению его в крупнейший музей-авианосец.
12.
7 июня 2004 года он был открыт для всех желающих. Я впервые посетил его в 2008 году. Это удивительное сооружение.
13.
Вот такие дела.