Один день в МГТУ ГА

Feb 13, 2014 11:18

В прошлое воскресенье в России отмечали День работника гражданской авиации. Это новый праздник в нашей стране. Указ Президента Российской Федерации о праздновании этого дня был подписан год назад 9 февраля 2013 года. До этого этот день знали как День "Аэрофлота".

В преддверии этого праздника Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации (МГТУ ГА) организовал и провел встречу с людьми, всем сердцем влюбленными в небо. Для которых звук авиационных двигателей не просто шум. Для которых авиация - верный друг в жизни.
1.



Мероприятие было намечено на 8 февраля. Всем желающим принять участие в этой встрече нужно было отправить заявку в университет. Спустя несколько дней мне пришло письмо, подтверждающее мое участие и программа мероприятия, которая была очень насыщенной.

В назначенный день я прибыл на станцию метро "Водный Стадион". Прямо на платформе стоял студент в форме с табличкой "МГТУ ГА". Он сказал мне где стоят другие гости и я поднялся наверх. Встретив друзей и подождав остальных, мы сели в автобус и отправились в первый пункт нашего сегодняшнего мероприятия - главный корпус МГТУ ГА.
2.


Нас встречали студенты и работники этого учебного заведения. Они проводили нас в Музей университета, который был образован в структуре ВУЗа в 2004 году.
3.


С историей создания МГТУ ГА нас познакомила Винокурова Галина Евгеньевна - главный хранитель фондов музея.
4.


В 1948 году в Москве был открыт учебно-консультационный пункт Киевского института инженеров гражданской авиации (КИИГА), который вскоре был преобразован в Московское заочное отделение КИИГА, а еще через десять лет в Московский филиал КИИГА по заочному обучению.

Со второй половины 60-х годов гражданская авиация нашей страны начала активно развиваться. Это в свою очередь потребовало нового притока высококвалифицированных авиационных специалистов. Московский аэроузел развивался особенно быстро, и с задачей увеличения численности и качества подготовки авиационных специалистов Московский филиал КИИГА уже не мог справиться.

16 апреля 1971 года было подписано постановление Совета Министров СССР "Об организации Московского института инженеров гражданской авиации". На его основании 17 мая 1971 года был издан приказ министра гражданской авиации Б.П.Бугаева об организации с 1 июня 1971 года на базе Московского филиала Киевского института инженеров гражданской авиации Московского института инженеров гражданской авиации (МИИГА). Именно с 1 июня 1971 года ВУЗ ведет свою историю.

В 1993 году учебному заведению был присвоен статус "технического университета" и он получил сегодняшнее название "Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации" (МГТУ ГА).

Сейчас университет - это крупный учебно-научный образовательный комплекс. В нем проходят обучение более 10 тысяч российских граждан и почти 300 иностранных студентов из 29 стран мира. Так же у университета действуют филиалы высшего профессионального образования в Ростове-на-Дону и Иркутске. И пять филиалов среднего профессионального образования в Егорьевске (Московская область), Троицке (Челябинская область), Рыльске (Курская область), Кирсанове (Тамбовская область) и Иркутске (Иркутская область).
5.


На встречу с нами пришел ректор МГТУ ГА, российский учёный, доктор технических наук, доктор юридических наук, профессор - Борис Петрович Елисеев.
6.


Он поприветствовал нас и пожелал хорошего и интересного дня в стенах этого учебного заведения. Как сказал Борис Петрович, мы только пришли и еще ничего не посмотрели. По окончанию сегодняшнего мероприятия у нас будет возможность пообщаться с ним, и он ответит на наши вопросы. Все вместе мы сделали памятную фотографию, и Борис Петрович удалился по своим делам.

Мы же разошлись по музею, осматривая и фотографируя экспонаты.

Музей наполнен медалями, грамотами и дипломами. А начиналось все всего с двух кубков. Сейчас фонд музея насчитывает около трех тысяч предметов, среди которых огромное количество исторических материалов, модели 48 типов отечественных летательных аппаратов, памятные вещи и многое другое.
7.


8.


"Черный ящик" самолета. Конечно же, он не черный. Покрашенный в яркий цвет он должен привлекать к себе внимание при его поиске после чрезвычайной ситуации. Ну и не всегда это "ящик". Округлая форма лучше выдерживает нагрузки.
9.


10.


А этот флаг в 2012 году был доставлен на МКС и весной 2013 года вернулся обратно на Землю. На нем автографы космонавтов экипажей космических кораблей Союз ТМА-06М и Союз ТМА-07М:
- Бортинженер Евгений Тарелкин.
- Командир экипажа ТМА-06М Олег Новицкий.
- Бортинженер Кевин Форд (Американец).
- Бортинженер Кристофер Хэдфилд (Канадец).
- Командир экипажа ТМА-07М Роман Романенко.
- Бортинженер Томас Маршбёрн (Американец).
11.


Это копия Знамени Победы, водруженного над рейхстагом 1 мая 1945 года. 29 ноября 2011 года в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе представители МГТУ ГА участвовали в торжественной церемония вручения копий Знамени Победы учебным заведениям, студенты и сотрудники которых в военное время принимали участие в обороне города Москвы и сейчас активно работают в направлении патриотического воспитания молодежи.
12.


Очень хочется поблагодарить Галину Евгеньевну и сотрудников музея, которые с таким воодушевлением рассказывали нам про историю университета и гражданской авиации.

Закончив осмотр и попрощавшись с сотрудниками и студентами, мы отправились к автобусу. Наша следующая остановка - другой корпус университета.

Приехав туда, нас разделили на группы. Точнее нас разделили еще при посадке в автобус на Водном стадионе. На наших гостевых бейджах был указан номер группы. Но для удобства каждую группу поделили еще пополам. Все разошлись по корпусу. С нами отправили сопровождающего из числа студентов, чтобы мы не заблудились в незнакомом нам здании.

Наша первая остановка - Центр профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта. Для осуществления образовательного процесса оборудованы три учебные аудитории и ситуационный центр, оснащенный современным технологическим оборудованием.
13.


Первым делом наше внимание привлекли стенды с предметами, запрещенными к провозу в воздушных судах.
14.


Предметы, запрещенные к провозу в ручной клади.
15.


Опасные и взрывчатые предметы, которые в разные периоды были обнаружены при попытке пронести их на борт воздушного судна.
16.


Встречались даже вот такие находки.
17.


Слушатели центра имеют возможность пройти обучение по программе "Имитатор рентгеновской установки OTS STI SECURITY TRAINING".
18.


Это работа с интроскопом - тем самым аппаратом, на ленту которого мы ставим чемоданы и сумки при входе в аэропорт. Здесь обучают распознавать, идентифицировать, давать характеристику различным объектам багажа и производить выбор действий относительно каждого объекта.
19.


Сотрудник службы безопасности имеет всего 11 секунд на принятие решения относительно каждого багажа. Если сомнений нет и все в порядке, то багаж отправляется дальше по линии. Если же у оператора возникают сомнения, то он отправляет груз на отдельную линию, где стоят более мощные интроскопы. Там уже принимается решение загружать багаж в самолет или вызывать владельца и производить досмотр.

Нам предоставили возможность самим проверить свои силы. Нужно было найти три ручки в сумке, сданной в багаж. Совместными усилиями мы нашли только одну.
20.


Курс этого обучения рассчитан на 72 часа и длится 9 дней.

Поблагодарив сотрудников, мы отправились дальше.

Следующая остановка была в лаборатории по разработке и внедрению технологий дополненной реальности. Профессор и советник ректора по инновациям Горбунов Андрей Леонидович продемонстрировал нам несколько приспособлений, позволяющих использовать виртуальную реальность для наглядности в обучении и работе. Например, вот такие очки. С помощью них можно моделировать любые объекты в пространстве. Конечно же, нам всем захотелось испытать виртуальную реальность в действии.
21.


Нам был продемонстрирован самолет, который было видно через эти очки. Он находился в пространстве, и его можно было обойти, рассмотреть с разных сторон. Конечно нам всем хотелось его потрогать. ))) Такая технология, например, может использоваться в аэропортах для оценки размеров воздушных судов без необходимости использования настоящих самолетов.
22.


Еще нам показали очки, которые можно использовать пилотам, например при заходе на посадку.
23.


24.


В пространстве рисуется коридор, через который должен следовать пилот. В условиях плохой видимости этот аппарат может показывать летчику посадочную глиссаду и даже рельеф местности.
25.


Нам всем было очень интересно, и время пролетало мгновенно.

Наша следующая остановка - лаборатория процедурных тренажеров воздушных судов и авиационных систем. Доктор технических наук, профессор Машошин Олег Федорович рассказал нам о Научно-образовательном тренажерном центре (НОТЦ) МГТУ ГА. Он позволяет обучать необходимым навыкам и процедурам эксплуатации и технического обслуживания авиационной техники.

Нам был продемонстрирован класс, предназначенный для обучения техническому обслуживанию самолета Airbus A320. Класс рассчитан на 12 человек. В нем установлена современная система, в которой реализован виртуальный самолет со всем оборудованием без исключения. Используя эту модель можно изучить любую систему самолета, заглянуть в любой отсек. Благодаря тесному сотрудничеству с компанией Airbus, система периодически обновляется. Таким тренажером не могут похвастаться даже наши ведущие авиакомпании.
26.


Университет ведет переговоры с компанией Boeing о приобретении аналогичного тренажерного оборудования для самолета 737. Переход на обучение специалистов на машинах иностранного производства в первую очередь обусловлен парком воздушных судов Гражданской авиации, который практически полностью состоит из самолетов западного производства. Это говорит о том, что университет идет в ногу со временем.

Затем нам продемонстрировали авиационные тренажеры для полноразмерной имитации кабины экипажа. Это кабина самолета A320.
27.


Это технология Touch Screen. Все экраны реагируют на прикосновения, что позволяет почувствовать себя в настоящей кабине самолета.
28.


Sidestick или ручка управления самолетом требует таких же усилий, как и на реальном самолете.
29.


Кабина выглядит очень реалистично. На этом тренажере отрабатываются такие элементы, как запуск двигателей, бортовое обслуживание и многое другое. Но нам было больше интересно полетать. Попробовать маневрировать на таком самолете, почувствовать, как он реагирует на команды.
30.


Затем мы отправились в учебный тренажерный центр кафедры управления воздушным движением. Здесь происходит обучение диспетчеров. В аудитории установлен тренажер, который позволяет имитировать реальную обстановку на аэродроме. Изменять погодные условия, видимость, время суток, а так же имитировать различные ситуации. Вот перед нами вид из диспетчерской вышки аэропорта Шереметьево.
31.


Нам продемонстрировали внештатную ситуацию, когда на летное поле вышла корова. И такое случалось в жизни. Поэтому диспетчер должен быть готов и к такому повороту событий.
32.


Обучение на кафедре проводится по дневной форме обучения. Срок подготовки - 5 лет. На последних курсах с каждым студентом занимается один преподаватель из числа действующих диспетчеров. По окончанию подготовки выпускнику присваивается квалификация "инженер".

Это карта воздушного движения в зоне ответственности Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). Этот центр расположен рядом с аэропортом Внуково и отвечает за все воздушные суда в небе Московской зоны. Но в каждом аэропорту находятся диспетчеры, отвечающие за воздушные суда в районе их аэропорта. Виктор Иванович Цепилов в прошлом был летчиком, командиром воздушного судна. 20 лет отлетал он на Ан-2 и Ан-26 на северных авиалиниях Красноярского края. После этого пришел в университет работать на кафедру управления воздушным движением. Он рассказал нам об особенностях работы диспетчера, о воздушных коридорах Московской зоны и об интересных моментах в жизни летчиков.
33.


Обучение студентов ведется следующим образом. Аудитория поделена на два помещения. В этом находятся действующие диспетчеры, которые управляют воздушными судами на экранах радара, имитируют различные ситуации и ведут переговоры от лица пилотов.
34.


В другом помещении сидят студенты, которые управляют воздушным движением. Каждый авиадиспетчер должен свободно владеть английским языком. Ведь английский является международным языком в авиации.
35.


Я так часто слышал переговоры пилотов и диспетчеров посадки. Но ни разу не видел как это происходит. Я знаю, что профессия авиадиспетчера занимает одно из лидирующих мест по психоэмоциональной нагрузке на человеческий организм. Теперь нам выпала возможность посмотреть, как происходит контроль в воздушном пространстве. Студент 5-го курса Андрей Ексимов продемонстрировал нам как ведутся переговоры, что означают метки на экране радара, а так же блестяще справился с посадкой самолета с одним отказавшим двигателем.
36.


Нас всех настолько увлек процесс переговоров и управления, что сотрудникам университета пришлось много раз напоминать нам, что у нас жесткий график, и мы должны двигаться дальше.

Следующим пунктом в сегодняшней программе был обед. Нам накрыли столы в столовой, где мы с огромным аппетитом пообедали.
37.


Закончив осмотр второго корпуса, мы сели в автобус и направились в сторону аэропорта Шереметьево.

Петляя по небольшим улочкам и объезжая пробки, мы прибыли в учебный авиационно-технический центр МГТУ ГА. Я бывал тут раньше. Правда, только у забора. Мы с друзьями фотографировали самолеты, стоящие на стоянке.

Первым делом мы прослушали инструктаж по технике безопасности и расписались в журнале. Затем нас пригласили к самолетам.
38.


На площадке центра стоят два Ил-86, один Ил-76Т и один Ту-154М. Они используются для практических занятий студентов по техническому обслуживанию и эксплуатации самолетов. Все разошлись по площадке, фотографируя уже ставшие редкими экземпляры воздушной техники.
39.


Настал самый долгожданный момент за весь день - демонстрация запуска двигателей на самолете Ил-86.
40.


В кабине идет проверка систем. Техник под самолетом подтверждает открытие створки вспомогательной силовой установки (ВСУ). После холодной раскрутки осуществляется запуск ВСУ.
41.


ВСУ имеет три режима работы: Стоп, Малый газ и Номинал. После 3-х минутного прогрева на малом газу, включается номинальный режим. С этого момента питание самолета осуществляется от генератора вспомогательной силовой установки. Запускается насосная установка для подачи давления в гидросистему.

Ил-86 оснащен четырьмя двухконтурными турбореактивными двигателями НК-86, разработанными на Куйбышевском моторном заводе. На самолете установлена система диагностики состояния двигателей, электронная система их управления, а также система защиты при обрыве лопаток компрессора.
42.


Происходит холодная раскрутка первого двигателя.
43.


Техник под самолетом подтверждает: "Первый пошел".
44.


Затем идет запуск. В камере сгорания происходит поджигание керосина. Силовая установка начинает набирать обороты. С земли подтверждают запуск. Двигатель на молом газу. Таким же образом по очереди запускаются остальные двигатели. Техник под самолетом подтверждает: "Все четыре наблюдаю".
45.


Из соображений безопасности вокруг самолета была установлена лента, за которую запрещалось заходить. Поэтому мы все бегали вдоль нее от одного двигателя к другому.
46.


После минутного прогрева двигателей на малом газу, первый двигатель выводится "на режим". Это самый зрелищный момент. Снег за самолетом начинает улетать с большой скоростью. Поднимается целая метель. Несмотря на широкое применение звукопоглощающих конструкций при изготовлении двигателей, воздух наполняется громкими звуками. Нет, это не шум. Это песня. Это признак того, что машина живет.
47.


После вывода первого двигателя обратно на малый газ, наступает очередь второго показать свою мощь. Двигатель набирает обороты, а за самолетом начинается настоящая вьюга.
48.


Затем тритий… Четвертый… Вокруг самолета бегают любители авиации с фотоаппаратами.

Здесь можно посмотреть небольшой ролик с запуском, снятый мною.
49.

image Click to view



Дается команда на остановку двигателей. По очереди они замолкают, и вокруг становится очень тихо.
50.


После остановки ограждения были убраны, и я пошел к двигателям, чтобы рассмотреть их поближе пока открыты капоты.
51.


52.


Двигатель оснащен реверсом решетчатого типа с досопловым расположением створок.
53.


Створки реверса хорошо видны через сопло.
54.


Ил-86 - первый отечественный широкофюзеляжный самолет, так же являющийся самым массовым в своем классе. Производился серийно с 1980 по 1993 год. Всего было выпущено 106 самолетов.
55.


Необычной особенностью для широкофюзеляжного самолета является наличие собственных трапов в конструкции фюзеляжа. По ним пассажиры могли подниматься сначала на уровень грузовой палубы...
56.


А затем по лестнице в салон самолета. Еще обратите внимание на перила, выполненные из дерева. Сейчас редко где встретишь такое в самолете.
57.


Салон самолета очень просторный. Сиденья расположены по схеме 3+3+3. В комплектации “эконом” лайнер мог брать на борт 350 человек.
58.


В конце салона находятся туалеты. Это тоже кажется непривычным. В современных самолетах на этом месте располагают кухню.
59.


Система вентиляции для пассажиров имеет всего два положения: включено и выключено. И располагается на спинке впередистоящего кресла. Это обуславливает высокий потолок в центре салона. Но вот где лампочки для чтения книг?
60.


Багажные полки расположены по правому и левому борту пассажирского салона.
61.


Трубка для внутренней связи. Очень понравился метод выбора абонента.
62.


Двигаясь вперед по салону в сторону кабины, я обнаружил, что в этом самолете есть ЛИФТ!!! А точнее два. Оказалось, что кухня находится внизу на уровне грузовой палубы. И во время полета еду снизу поднимают в салон на лифте. Конечно же, мне захотелось прокатиться на нем. Рассчитанный под тележки с едой, он заставляет чувствовать себя в нем не очень комфортно. Но я был в восторге!!!
63.


Внизу расположена кухня с печками и холодильниками.
64.


Отсюда можно заглянуть в грузовой отсек для багажа. Раньше этот проход был закрыт перегородкой.
65.


А через эту дверь в самолет загружали продукты.
66.


67.


Пройдя курс по открытию и закрытию дверей и люков самолета, Марина flyberry_msk с легкостью справляется с закрытием этой двери.
68.


Я вернулся в салон и продолжил свой поход в кабину пилотов.

И вот я у цели. Центр управления этим воздушным судном. Кабина очень просторная. В ней свободно помещается несколько человек.
69.


Центральная приборная панель.
70.


Верхняя панель управления.
71.


Место командира экипажа.
72.


73.


Место второго пилота.
74.


75.


Место бортинженера. Всего несколько минут назад отсюда велся запуск двигателей этой огромной машины.
76.


77.


Марина flyberry_msk в роли бортинженера.
78.


Выйдя из кабины и уступив место другим фотографам, я спустился вниз по трапу и вышел из самолета. На двигателях уже стояли заглушки.
79.


80.


Я отправился к Ил-76Т. Эта машина была передана в учебный центр в 1995 году после выработки летного ресурса.
81.


Я с детства знаю этот самолет. Я летал на нем с Дальнего востока в Москву. Много общался с пилотами этой машины.
82.


На самолете установлены четыре двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30КП.
83.


Ну кто не знает этот самолет со стеклянной бородой.
84.


Зайдя в салон, я обнаружил, что внутри никого. Поэтому я спокойно фотографировал, не боясь влезть кому-нибудь в кадр.
85.


Я поднялся в кабину пилотов.
86.


87.


Часы в самолете - явный признак того, что самолет в рабочем состоянии. Поскольку после списания часы первыми исчезают из кабины.
88.


Кресло командира экипажа.
89.


А это рабочее место штурмана.
90.


Проведя все время на двух Илах, я так и не попал на борт Ту-154М. Хоть и казалось что времени у нас море.
91.


Зато я сделал несколько фотографий с тех точек, которые всегда казались мне недоступными. Например, воздухозаборник центрального двигателя.
92.


Я надеюсь, это не последний наш визит в МГТУ ГА и мне еще повезет побывать на борту Ту-154.
93.


Мы пообщались с ректором Елисеевым Борисом Петровичем, и он ответил на все наши вопросы.

Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации глубоко интегрирован в авиационную отрасль. Знания, полученные выпускниками, позволяют им легко осваивать любой тип воздушного судна. Тысячи работников гражданской авиации ежегодно проходят обучение в Центре переподготовки и повышения квалификации, входящий в состав университета.

16 февраля 2014 года в МГТУ ГА состоится день открытых дверей. Все желающие смогут познакомиться с учебным процессом, узнать о профессиональном образовании. Преподаватели и представители приемной комиссии ответят на интересующие вопросы.

Хочется сказать огромное спасибо Елисееву Борису Петровичу за внимание к нам.
Евгению Девятьярову за организацию и проведение встречи.
Армену tankasan, Юле relax_action, Марине flyberry_msk, Диме d_voronin, Саньку immense_sp, Сергею aviator_ru, Вове prosto_vova, Игорю igo_ryanych за отличную компанию и фотографии.
И всем остальным за этот чудесный день!!!

Вот такие дела.

безопасность, остуживание, преподаватели, интроскоп, образование, кабина, музей, Ил-86, АТЦ, университет, инновации, запуск двигателя, шасси, диспетчер, эксплуатация, МГТУ ГА, запуск, Шереметьево, авиадиспетчер, авиация, Ту-154, двигатель, студенты, техника, самолет, a320, тренажер, салон, Ил-76, история, УАТЦ

Previous post Next post
Up