Мифический Геракл и мифические странности

Dec 07, 2011 15:43





Интересное мнение преподавателя  университета И. Ф. Какридиса, который анализирует "феномен Геракла",
демистифицируя миф и раскладывая все по полочкам...
...Геракл является героической фигурой, доминирующей в греческой мифологии. Традиционно связан с Аргос или Фивами, где и должен был стать местным героем. Однако своими подвигами и поступками переступил местные  границы и стал героем всей страны. таким образом, его нельзя ограничить каким то конкретным мифологическим циклом. Наряду с подвигами, совершенными им самим, вступал также в большие кампании, первый завоевал Трою.
Это эдинственны герой, который, после смерти, был удостоен чести подняться на Олимп,  жениться на богине Иви, и жить бессмертным и нестареющим среди богов Олимпа. Другие великие возлюбленные богов, такие как Орфей, Кадм, Ахилл, Диомед, живут на Елисейских полях, бессмертные и нестареющеи, но не достойны ступить на порог Олимпа.
...Прежде всего сталкиваемся с странной проблемой связанной с именем геракла: Геракл означает слава Геры.
Но, он то как раз был героем, который ненавидел Геру, она охотилась за ним до рождения, когда он был младенцем, на протяжении всей его жизни, до самой смерти. Кому пришло в голову дать такое нелепое имя герою из Фив? Или, если это имя появилось раньше ненависти Геры, почему бы не придумать какого-нибудь другого Бога- преследователя, чтобы избежать противоречия?
И второй парадокс жизни Геракла: С одной стороны, сначала он большой дорический герой, потом национальный, кооторого уважают все греки за смелость, перевернувший весь мир, чтобы его приручить, спасая его от пещерных людей, диких зверей, чудовищ, который с малочисленными спутниками покорил два самых больших государства, Пилос и Трою, за несколько дней, который осмелился бороться с богами, Герой, Аполлоном и Плутоном, и который спустился в подземный мир.


Такого героя, конечно же, не оставили без внимания и философы: софист Продик представил его как выбравшего тяжелый путь вверх, к добродетели, в отличии от легкого пути ко злу, Пифагорейцы выдвигают его как модель силы и упорства, Киники считали его своим наставником. "Аскетический герой, который совершал подвиги для изнурения тяжелого тела, освобождения души от материального, чтобы в итоге стать богом." (Никос Казандзакис)
Все верно! Но каким образом совместим такой Геракл с комедийным Гераклом? Комедийный Геракл постоянно в своем  комическом амплуа, с огромной физической силой, не совсем умный, обжора, пьяница, распутник. Кто из них настоящий Геракл? Комическая личность, над которой мы смеемся или мужественный герой? И правильно ли мнение, что ядро мифа инфдоевропейское и уходит корнями в незапамятные времена?

Гомер упомянул о единственном корабле, Арго, который прошел между сталкивающимися скалами, и "о котором все
помнили". И эти слова Гомера единственное свидетельство эпопеи, которая входила в репертуар певцов приблизительно в 700 до.н.э и описывала путешествие аргонавтов в Колхиду.
Согласно родословной схеме, составленной певцами Ионии, чтобы упорядочить мифический мир греков, герои, которые
путешествуют с Арго - это предыдущее поколение тех, что идут на Трою. таким образом, отец Ахилла, Пилей,
относится к Аргонавтам, то же Лаэрт отец Одиссея, теламон отец Аякса.
Миф об аргонавтах несомненно отражает экспедиции греков предыдущих веков к побережьям Черного моря,с целью их
колонизации. Но любой. кто попытается почерпнуть проверенные исторические факты из описания Пиндара и Аполлония, зайдет в тупик, так как историческую основу экспедиций поэтам пришлось изначально изменить и обогатить выдуманными эпизодами. в ту пору ходило много рассказов моряков и торговцев, которые они приносили из дальних странствий, в который естественно встречались и с опасностями, и с загадками моря, и таким образом, в глубокой, непроглядной ночи рождались гигантские монстры, сталкивающиеся скалы и.т.д. Вот из этих рассказов и выросли мифы об аргонавтах, сталкивающихся скалах, сцилле и Харибде, сиренах и.т.д
И второй источник, который обогатил тему экспедиций аргонавтов: сказки. Из сказок была позаимствована тема поиска сокровища в дальних странах. которое охраняет дракон.
Еще одна сказочная тема скрыта в экспедиции аргонавтов: изменение, которое распространено во всем мире, известное и в Греции: парень отправляется за сокровищем или за Красавицей, равной которой нет во всем мире, и его сопровождают верные спутники с чудесными способностями, один может видеть на несколько тысяч километров вперед, на шпиле одной из церквей, зевающую блоху, и при этом еще разглядеть полость в одном из ее зубов, другой прикладывает ухо к земле и
слышит что происходит на другом конце света, третий бегает по морю С помощью своих спутников, парнб удается пройти ве опасности и выйти победителем и владельцем сокровища.
Теперь давайте посмотрим что сообщают нам наши источники о некоторых аргонавтах: у Лингея было такое острое зрение, что он мог видеть сквозь камень и сквозь землю, Периклимен имел талант превращаться в любое животное, Эвфим лекго бегал по поверхности моря, Зит и Калес имели крылья на ногах и могли летать.
Поразительное сходство между спутниками Ясона в экспедиции аргонавтов и парня из сказки заметил швейцарский  филолог, что привело его к полне вероятному выводу, что миф об экспедиции аргонавтов берет свое начало из сказки, в которой герой, если чего-то и достигает, то только благодаря своим спутникам.
Плохо то, что в той форме, в которую позднее трансформировался миф, герои с чудесными способностями устарели, так как уже не они помогают своему лидеру в Колхиде преодолевать подводные камни, которые ему выставляет Ээт - теперь это дочь Ээта, Медея, которая предает отца. Тема принцессы, котора влюбляется во врага и предает отца и родину - любимая тема в древней мифологии, вспомним, хотя бы любовь Ариадны к тесею на Крите и Сциллы к Миносу в Мегаре.
Конечно, для такой большой экспедиции естественным было бы мобилизовать весь героический мир тех лет, в действительности же множество героев просто оказались бы лишним грузом на хрупких плечах поэтов, которые описывали те события, да и зачем, когда появился парень, достаточно красивый, чтобы влюбить в сеья принцессу и с ее помощью достичь свою цель.
Поход семи аргивских вождей в Фивы не имеет такой важности как троянский, здесь имеем дело с ограниченным локальным конфликтом, котрый длится недолго и герои, принимающие участие немногочисленны. Еще меньшее значение придается походу эпигонов, сыновей аргивских вождей, десятью годами позже. Конечно, сыновья могли похвастаться, что им удалось добиться того, чего не добились их отцы.
В псевдо-исторической хронологии мифического мира, поход семи представляется как свершившийся до Троянской войны и поход поход эпигонов через несколько лет после нее. таким образом, Тидей, Капаней и Микистей воевали под стенами Фив,их сыновья, Диомед, Сфенел и Евриал, принимают участие и в походе Семи и в Троянской войне.
Так как Арголида и Беотии находятся по соседству, для давних исследователей было очевидно, что миф о походе семи строился на воспоминаниях о настоящей войне между двумя государствами. Сегодня же мы с осторожностью относимся к этому мнению. Конечно, несмотря на то, что мифотворчество имеет в своей основе исторические факты, как например связь с мифом об Эдипе и его детях, большинство из имен семи царей и их сыновей и все общие детали похода были свободно изменены про-гомеровскими поэтами Малой Азии (...)
И.Ф.Какридис

перевод с греческого мой, источник

история, greece, мифы, history, Греция

Previous post Next post
Up