Рыцарь Фридриха Второго, Булукия, пророк Хыдр -- в магическом времени возможно всё

Aug 26, 2004 03:15

"До начала эпохи Возрождения новое связывалось главным образом с чудесным, странным, необычным. Оно почти не ассоциировалось с происшествиями сегодняшнего дня. В средневековой литературе время как бы не двигалось. Ее читателей не удивляло присутствие рыцарей на казни Христа: время не знало исторических перемен и сразу вливалось в вечность. В первом, еще средневековом, сборнике итальянских новелл (он создан в 80-е годы ХIII в. и озаглавлен: "Книга новелл и красивой вежливой речи") рассказывается такой случай: перед началом пира один из рыцарей Фридриха ІІ отправился в дальние страны, совершил там множество подвигов, выиграл три сражения, женился, воспитал сыновей, но когда он вернулся ко двору императора, гости еще не успели усесться за стол. Вся многотрудная жизнь рыцаря оказалась равной мгновению. Средневековое религиозное и аскетическое сознание пренебрегало всем земным, в том числе и земным временем".
"Европейская новелла Возрождения". - М., 1974, с.7.

Да, вот оно - магическое время! Как говорил Рене Генон, "качественное".
Наткнулся на любопытную статью "Евреи и "Тысяча и одна ночь". Лежит она здесь - прикольный еврейский журнал, мне очень понравилось название одной из статей: "Хороший араб", хыхыхы...
Так вот, там все о том же - о магическом времени:

"В создании "Тысячи и одной ночи" приняли участие многие народы. Внесли свою лепту и евреи. Среди сказок еврейского происхождения самая большая и интересная - о Булукии. Булукия, сын израильского царя, после смерти отца находит книгу, содержащую описание пророка Мухаммеда. Булукия хочет увидеть этого пророка, не зная, что тому суждено родиться лишь много веков спустя. Ради встречи с пророком Булукия бросает царство, унаследованное им от отца, и отправляется в дальнее и опасное путешествие. Он встречает царицу змей, от которой узнает о траве бессмертия, находящейся за семью морями. Булукия готов достать эту траву. Он приезжает в Иерусалим и беседует там с мудрецом Аффаном, от которого узнает секрет печати царя Сулеймана ибн Дауда (то есть библейского царя Соломона). Далее путь Булукии лежит через семь морей. Он их пересекает, переживая немало приключений, и достигает горы Каф (по мусульманским поверьям считающейся краем света), но траву бессмертия найти не может. В конце концов пророк Хыдр (обычно идентифицируемый с библейским Элиягу - Ильёй) в мгновение ока переносит Булукию домой."

Все правильно, в магическом, качественном времени прошлое и будущее равнозначны. Какая разница, что пророк Мухаммед родится через тысячу лет - человека традиционного мира подобные обстоятельства не смущают. Поэты, алхимики, астрологи, пророки - люди, жившие в магическом времени, - имели довольно ясное представление о грядущей эпохе ядерных бомб, телескопов и космических кораблей (не говоря уже о древних индусах, которые, судя по "Махабхарате", имели и летательные аппараты, и ядерное оружие). Другой вопрос, считали ли они целесообразным возиться с материей, если то же самое легко мог проделать вовремя встреченный пророк Хыдр...
Нам это вряд ли понять. И хотя неравномерность хода времени большинство из нас ощущает до сих пор, другая важная характеристика магического времени - нелинейность, - для нас недоступна. Конечно, начало линейного времени было положено Христом с вполне понятной целью - приоткрыть человечеству смысл и цель истории. Но в конце-концов от Христа позитивистская мысль избавилась, а вот за линейное время ухватилась, только теперь оно простирается в дурную бесконечность, безо всякой эсхато- и телеологии -- так называемый "прогресс" (по-моему, второе значение слова "progress" - "странствие, путешествие" - более верно отражает суть этого термина).

mythology, medieval

Previous post Next post
Up