Владимир Усачевский - A Piece for Tape-Recorder (1956)

Aug 29, 2004 18:34


Владимир Усачевский (1911-1990) - русско-американский композитор и изобретатель, крестный отец американской электронной музыки. Родился он в Маньчжурии, в 1930 году семья Усачевского переехала в США, где он и получил музыкальное образование. После Второй Мировой войны Усачевский начал преподавать в Колумбийском университете. Объединив усилия с композитором Отто Люнингом (Otto Luening), в начале 50-х он принялся экспериментировать с синтезаторами и кольцами магнитной пленки. Фактически это был синтез французской "musique concrète" и немецкой "чистой электроники". В октябре 1952 году в Нью-Йорке, в Музее современного искусства состоялся первый в США концерт электронной музыки, который транслировался в прямом радиоэфире и вызвал сенсацию. Музыка В.Усачевского и О.Люнинга представляла собой обработку предварительно записанных звуков. Например, исполнявшаяся тогда пьеса Люнинга "Low Speed" базируется на звуках флейты, которые воспроизводятся с замедленной скоростью и обработаны дилэем. Пьеса Усачевского "Sonic Contours" - радикальный семиминутный трип: фортепианные пассажи подвергнуты реверберации, bandpass-фильтрованию и вполне дабовому дилэю (за двадцать лет до King Tubby!); на тридцатой секунде пьесы звучит энергичный фортепианный аккорд, от которого оставлена только атака; на пятой минуте раздается странный лилипутский смех.
В 1959 году Усачевский, Люнинг, а также Милтон Бэббитт и Роджер Сешнс основали Columbia-Princeton Electronic Music Center, который стал первой электроннной студией в США и одной из самых значительных в мире. Помимо экспериментов с пленкой, в CPEMC конструировались синтезаторы - один из первых синтезаторов в Америке, Mark II, был создан в этом центре.
Усачевский работал также в области хоровой музыки, трилогия "Творение" (1961-1971) была написана им для электронных инструментов и хора и в значительной мере инспирирована православными литургическими песнопениями, которые Усачевский очень любил слушать в детстве.
Что касается, собственно, "Пьесы для магнитофона". Записано это программное произведение в 1956 году. Композитором была поставлена задача из минимума звуковых ингредиентов создать внятное музыкальное повествование. Использованы звуки гонга, пианино, кимвала, литавры, реактивного самолета, органа и осциллятора, а также тремоло, полученное в результате реверберации щелчка кнопки магнитофона. Разумеется, простое перечисление компонентов никак не объясняет магию этой пьесы, которая звучит куда интереснее большинства современных амбиентных опусов.

Vladimir Ussachevsky - A Piece for Tape-Recorder - 192 kbps, 8.2 Mb

early electronics, mp3, obscure artists, individual sound, musica

Previous post Next post
Up