И опять новости образования

Nov 28, 2012 18:31

Есть некоторый позитив в том, что люди из сферы образования начали все более открыто и решительно писать о своем отношении к происходящим уже много лет "реформам".

Думаю, что все уже видели заявление Ученого совета филфака МГУ. В дополнение советую почитать интервью олдовейшего мужика из руководства питерского физ-мат лицеяБудет обидно, если все ( Read more... )

жизнь, преподавание, политика

Leave a comment

mjurphy November 29 2012, 09:37:53 UTC
Марк, вот ты грамотно пишешь? Насколько я вижу - да, грамотно. А благодаря чему?

Могу сказать про себя - мне нравилось (и нравится) читать, я визуал, поэтому я запоминаю правильное написание слова. Знаки препинания меня в книжках интересовали меньше, поэтому пунктуация у меня хромает.

То есть у меня вот был неплохой (может, даже хороший) учитель русского языка и литературы в средних классах. Благодаря ему я сходил на пару лингвистических олимпиад. Очень круто, интересно и все такое. Но на мою грамотность это никакого влияния не оказало.

Ты как-то смешиваешь школьную программу и подготовку филологов. То есть оба этих изменения делаются правительством, оба они про образование и русский язык в частности. Но причинно-следственной связью друг с другом они не связаны.

Вот, кстати ;) Курс логики в школе был бы полезнее сложных случаев пунктуации.

Обсуждение литературы в школе в классической форме все равно, по-моему, бессмысленно. Ситуацию надо переосмыслить в свете современных информационных потоков.
Например, министерство образования могло бы создать обучающие-проверяющие игры вКонтакте, которые позволяли бы зарабатывать голоса или там какую репутацию или бейджи.

Reply

mjurphy November 29 2012, 14:11:02 UTC
Ты забываешь, что тебя русскому языку учили, а не сам ты его изобрел и обучился. Сначала родители, потом воспитатели, потом началка, и наконец, твой учитель русского языка. Поскольку все это ты уже имеешь сейчас в наличности в оестествленной форме,то поэтому и сложно припомнить, откуда что и как. Филология как наука - это разработка методов анализа языка и средств понимания текстов. Она нужна в том числе и для того, чтобы определить, что есть грамотная речь - устная и письменная. Вот язык, которым пользуются в Вконтакте, и вот язык русской литературной критики начала XX века. Как определить, какой из них правильный? Это как два разных языка. Можно, конечно, на эту тему поболтать: а вот я считаю. Но для филологии это будет треп, точно такой же как треп неспециалиста на заседании кафедры материаловедения.
А дальше это переводится в школьный предмет литературы, русского языка, иностранного - с учетом знаний психологии и педагогики. Например, анализировать литературу XX века по лекалам древнерусских былин - неправильно. Чтобы понять, что за смысл там, надо провести специальный анализ и т.д.
Ну а про то, что вместо обсуждения литературы устроить развлекательный форум в Контакте - это ты зря. ТАк формируется сознание, не способное ничего сложного понимать, но способное попадать в топ-10 блоггеров. Может быть, этому тоже нужно учить, но это точно другая компетентность.

Reply

mjurphy November 29 2012, 14:17:00 UTC
Извини, но ты написал не ответ на мой комментарий.

Reply

vyonder November 29 2012, 19:12:44 UTC
Еще раз, пожестче. 1) Ты, я и все люди грамотно пишут ("грамотно" - в смысле соответственно нормам и правилам русской грамматики) благодаря тому, что их этому учили. Этим занимаются учителя русского языка.
2) Для того, чтобы мы умели выражать свои мысли (да и иметь их), надо учиться понимать и читать хорошую литературу на родном языке (+ учиться переводить на родной язык с другого языка, но это в дополнение). Этим занимаются учителя литературы + иностранного языка.
3) Для того, чтобы учителя могли обучать своей дисциплине на современном уровне развития знания, нужен перевод научного предмета в уебный предмет. Этим занимаются дидакты (авторы учебников и т.д.)
4) Для того, чтобы было что переводить, нужна сильная филология.
Так связаны филология и учебные программы. Думать, что у нас грамотность развивается сама по себе и филология здесь не причем - неправильно.
5) Общая популярность филологии среди населения - признак высокой гуманитарной культуры. Популяризация и поддержка филологии принципиально важно, если мы хотим, чтобы в этой стране культура чтения, понимания и обсуждения хороших текстов и культура создания хороших текстов повышалась.
Поэтому одновременный удар по вузовской филологии и по русскому и литературе в школе - это провоцирование культурной деградации. Вроде бы, это очевидно и даже банально. Что тут непонятного.

Reply


Leave a comment

Up