Кёнигсберг. Реликвии и тайны Юдиттенской кирхи. Тайна первая: посвящение Богоматери и дата постройки

Sep 22, 2015 19:32





Виртуальное посещение мест средневекового паломничества начнём с рассказа о старейшей сельской приходской церкви Замланда, которая находилась на западных подступах к Кёнигсбергу в местечке Юдиттен (совр. - ул. Тенистая Аллея). Здание церкви от военных действий 1945 года не пострадало, но в последующие годы внутреннее убранство было полностью утрачено. В апреле 1985 года кирха передана в ведение Русской православной церкви, в 1987 году освящена как Свято-Никольская и доступна для посещения.



Церковь в Юдиттене посвящалась Пресвятой Деве Марии, покровительнице Тевтонского ордена. Вероятно, к её строительству приступили в юбилейный год 200-летия Первого крестового похода (1296): в день Успения Богородицы, 15 августа 1096 года, с началом похода пошёл отсчёт нового этапа европейской истории. Именно благодаря религиозному подъёму эпохи Крестовых походов в XII-XIII веках широко распространилось почитание Девы Марии, что имеет непосредственное отношение к основанию Тевтонского ордена. Напомним его название: Орден дома Святой Девы Марии Тевтонской в Иерусалиме (Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem).

Кирха выглядит очень архаично, но, вместе с тем, живописно: апсида и неф возведены из "дикого камня" - необработанных валунов, западная башня - из большемерного кирпича. Строительство происходило поэтапно: началось с постройки капеллы, примерно через 50 лет пристроили неф, а башня возведена ещё позднее, к началу XV века. Хор имел звездчатый свод, а неф - редко встречающиеся "прыгающие" своды из пяти пролётов. Рёбра сводов выделялись чётко выраженным рельефом и простыми цветовыми акцентами в виде жгутов и полос.



Вскоре после завершения строительства церковь украсили фрески, позднее скрытые слоями побелки. Новую, к сожалению, очень краткую жизнь этим удивительным росписям дали реставраторы в начале ХХ века. Хотя к ХХ веку фрески полностью не сохранились, но даже то, что можно увидеть на старых фото, впечатляет.

Программа росписей создавалась специально для этого храма, хоть и состояла из традиционных тем жития Богородицы. Цикл фресок открывал образ Милосердие Богородицы (Покров Богородицы), расположенный по центру западной стороны триумфальной арки: Дева Мария осеняет плащом рыцарей и монахов Ордена. Символически же Богоматерь встречала и принимала под защиту всех пришедших в храм. Этот образ сопровождали изображения рыцарей-братьев Ордена. Рыцари в доспехах, с геральдическими атрибутами. На стенах нефа художник поместил изображения гербов, состоящие из щита и шлема с клейнодом (нашлемником). Можно предположить, что это атрибуты рыцарей-пилигримов, когда-то посетивших храм, - гербы символизировали незримое присутствие на богослужениях их обладателей.



Подходя к алтарю, прихожане буквально попадали под Страшный Суд, ожидавший их на торцевой поверхности широкой Триумфальной арки, - здесь Богоматерь вновь представала защитницей и заступницей за души человеческие. В этой композиции художник соединил два изначально самостоятельных сюжета: Второе пришествие Христа и собственно Страшный Суд, где архангел Михаил производил "взвешивание души" для оценки её качеств. Большой эмоциональный отклик вызывает Пасть Левиафана, представляющая Врата ада, куда расторопные нечисти подталкивают души грешников. Однако надо сказать, что устрашающие изображения Страшного суда создавались не в стремлении запугать человека, а заставить его задуматься над своими поступками.



Хор (алтарную часть) опоясывал двойной ряд фресок, разделённых по горизонтали лентами орнаментов, а по вертикали - рёбрами свода. Сцены были вписаны в арочные проемы, образованные сводами, и получали таким образом архитектурное обрамление.

В хоре можно было видеть две большие житийные фрески. Первая совмещала три сюжета: Благовещение и Рождество Христа, и один перекрыт более поздним изображением четырёх рыцарских гербов. Возможно, так было отмечено место захоронения рыцарей? Когда это произошло? Может, после Грюнвальдской битвы? Вторая - три сюжета: Бегство в Египет, Поклонение младенцу Христу и Успение Богородицы. В небольших проёмах между окнами апсиды находились фрески Тибуртинская сивилла перед Октавианом Августом и Избиение младенцев.



Сюжет Тибуртинская сивилла перед Октавианом Августом - не евангельский, он взят из сборника жизнеописаний святых и относительно редко встречается в храмовой живописи. Сюжет выступает как пророчество и аналог Благовещения. Легенда такова. Когда Римский сенат постановил праздновать апофеоз (обожествление) императора Октавиана, тот испросил совета сивиллы, соглашаться ли на это. Сивилла предсказала приход младенца, который могущественнее римских богов: небеса разверзлись - и императору предстало видение Девы, стоящей на алтаре с Младенцем на руках. Эта история истолковывалась как прообраз Благовещения и Поклонения волхвов - рождение Иисуса Христа пришлось на правление Октавиана Августа (63 г. до н.э. - 14 г. н. э.) В христианской традиции образы античных прорицательниц сивилл и иудейских пророков увязывали жизнь Христа с предшествующей историей.



Верхний ярус живописи отведен образам апостолов. С уверенностью определяем Деву Марию, апостола Петра, Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова. Эту композицию можно рассматривать как продолжение темы Страшного суда. Дева Мария и Иоанн Креститель - заступники за человечество, апостол Пётр - хранитель ключей от рая, а Иоанн Богослов - провидец грядущего Апокалипсиса и Страшного суда.

На время создания росписей дает нам указание изображённый в орнаменте герб Ульриха фон Юнгингена, который занимал должность фогта Самбии с 1393 до 1396 и неоднократно бывал в церкви. Если вспомним предполагаемую дату постройки, то получается, что росписи выполнены к 100-летию церкви и 300-летию начала Крестовых походов.

Кроме фресок, в храме находились и другие реликвии, главной из которых была признанная шедевром деревянной пластики XV века Дева Мария. Фигура более натуральной величины относилась к типу Лунная мадонна (Mondsichelmadonna) - Богоматерь наступает на лунный серп с женским ликом. Как описано в Видении Иоанна Богослова: "…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд" (Откр. 12:1). Согласно мнению Ф.Ларса, сначала скульптура находилась в замковой капелле крепости Кёнигсберг. Это та фигура, из короны которой в 1454 году горожане, захватившие замок, изъяли жемчужины, заменённые в 1504 году, согласно учетным книгам Ордена. Затем скульптура была подарена Юдиттенской церкви, которая давно была местом паломничества. Скульптура имела славу чудотворной, способной исцелять болезни, что привлекало в кирху многих паломников, постепенно исчезнувших после Реформации.



В лютеранский период традиция почитания "чудотворных образов" была отвергнута, но памятники сохранялись. В Прусском светском государстве церковных погромов не было и с "идеологически чуждыми" предметами культа жили мирно. В начале ХХ века, когда создавались исторические экспозиции в Замке, реликвии были переданы Пруссия-музею. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Пока не удалось понять принцип выбора места для постройки храма Девы Марии вдали от города - обычно это одна из центральных площадей, - но наше знакомство с удивительной церковью не закончено. Продолжение следует...
via

Кёнигсберг, Калининград, детали, история

Previous post Next post
Up