Течение Немана нежно ласкает желтый прибрежный песок. Мальчишки - лежим, греемся на берегу, смотрим на плавное течение реки. На противоположном берегу панорама Тильзита - Советска.
Край большой истории и выдающихся строителей. Шум ветра, запах смолы в соснах на песчаных дюнах. Следы шагов; Наполеона и Александра-I, Фридриха-III и Марии Луизы, Багратиона и Д. Давыдова, на брусчатке улиц.
Город - воин, город - история, созданный как военное укрепление по ставшим уже классическими канонам фортификационного и градостроительного искусства. Город самодостаточный, в меру амбициозный, скупой и богатый одновременно. Город уникальных производств и ремесел, талантливых строителей, мастеров судоходства и фарфора, пивоваров и печатников. В начале 19 века уже обладал городскими объектами, о которых современные крупнейшие города только мечтают.
Градостроительные акценты города, культовые сооружения, с размерами крупнее, чем того требовала их функция, выполнялись с учетом восприятия силуэта города с главной его улицы, реки Неман и территории соседней Литвы. По крайней мере, четыре городских площади являли собой талантливые произведения градостроительства, это были масштабные человеку архитектурные ансамбли, где синтез искусств дополнялся уникальным озеленением.Памятники эти безвозвратно ушли, исчез силуэт города.
Но некая магическая сила хранит в ткани города память о минувшем. Город остается неповторимым и красивым за счет сохранившихся фрагментов улиц и отдельно стоящих памятников.
Непостижимым образом сохранившаяся архитектура, незримо волнует нас, передавая энергию таланта и величия людей из времен минувших - все то, что мы отождествляем со смыслом слова - СОЗИДАНИЕ.
Разговор мальчишек изредка возвращается к тайне Янтарной комнаты и истории недавних находок в подвалах Тильзита. Кто-то сообщает, что комната затоплена на одном из подземных авиазаводов под Кенигсбергом. Распухшие от чрезмерного ныряния под воду, перегретые и выгоревшие на солнце, не спеша возвращаемся домой по брусчатке мостовых, вдоль фасадов улиц, ставших ИСТОРИЕЙ.
Взято у
Михаил Порферов