Он стоял на высокой горе и смотрел вдаль. Там по замерзшей реке шли люди в белых одеждах. Такую одежду он уже видел. А вот и человек вышел из своего деревянного дома навстречу обозу. Ветер подул с реки, и сразу появился знакомый запах лошадей, людей и еды. Инстинкт подсказывал, что надо пойти в стаю и предупредить об опасности. Огромных размеров полуволк-полупес тихо исчез в зарослях елей.
«Брат Дитрих! Вон та гора, на которой стоит большая собака, - это и есть то место, где была прусская крепость Унзетрапис», - сказал один из спутников великого магистра Дитриха фон Альтенбурга. «Слава Пресвятой Деве Марии! Последний переход был небольшим», - ответил магистр. «Всего две с половиной мили прошли мы от Дома Норкиттен», - уточнил сопровождающий рыцарь.
Замок Георгенбург
Генрих фон Грумбах, хозяин крестьянского двора Георгенбург, давно ожидал великого магистра. С ним прибыло много воинов и мастеровых. После того как рядом был разбит лагерь, все собрались в большой палатке магистра. На столе была разложена карта. «Нам, слугам Господа нашего, Иисуса Христа, предстоит поставить новую крепость для защиты от литовцев и для приведения их в лоно Церкви Христовой», - начал свою речь брат великий магистр Дитрих фон Альтенбург. Далее он пояснил, почему именно здесь должна стоять крепость. Местность эта находится на перепутье естественных дорог. Три реки - Ангерапп, Инстер и Прегель - сходятся тут. Дальше на восток на расстояние 20-25 миль - непроходимые леса. Только зимой и только по реке можно дойти до литовцев. Поэтому раз в год будут собираться братья-рыцари в новой крепости и совершать походы на восток во славу Иисуса Христа и защитницы Ордена Пресвятой Девы Марии.
После вечерней молитвы беседа была продолжена, но уже втроем: магистр, брат Грумбах и будущий комтур новой крепости Ханс фон Эдель. Хозяин Георгенбурга рассказал, что в округе несколько деревень надрувов - прусского народа, покоренного еще в 1256 году. Люди мирные, охотно работают за товары и пиво. В округе много всякой дичи, так что с провизией проблем нет. Неплохо было бы поставить мельницу да отвоевать у леса землю под рожь. На этом и расстались до утра.
Возвращаясь с охоты, черный пес не пошел сразу в стаю, а, почувствовав что-то неладное, выбрал место для наблюдения. Предчувствие его не обмануло. Стаи больше не было. На горе люди в белых одеждах вырубали деревья. Все собратья черного пса лежали в куче со стрелами в телах. Один из людей брал очередную собаку и отрубал ей лапы. Выждав, когда человек отошел в кусты, пес, сделав круг, настиг свою жертву, вцепившись ей в горло.
«Староста надрувов Свано из деревни Спарге, что напротив, говорит, что людей убивает черная собака, она мстит за свою стаю. Они называют ее Ёдшунс», - сказал брат Грумбах. «За две недели убито семь человек, и никто ни разу не видел этого зверя. Скоро великий праздник - 1336-я годовщина Рождества Христова. Мы должны успеть поставить Дом к этой дате. Скажите братьям, чтобы ходили только группами, и надо организовать охоту на собаку». Слова магистра внесли некоторую уверенность в души братьев.
После освящения новой крепости, названной по имени реки - Инстербург, магистр отбыл в Кенигсберг. Крепость, построенная из дубовых бревен, стояла на самой высокой точке горы и была обнесена частоколом. Все работы делали надрувы, согнанные со всей округи. К 1336 году от Рождества Христова была построена каменная крепость. Теперь каждое утро открывались ворота, и большой обоз уходил вверх по течению ручья Чернуппе, протекавшего у подножия Замковой горы.
Замок Инстенбург
Пес знал, что там люди сделали большую запруду. Уже поставили огромных размеров колесо, которое приводила в движение падающая вода. Пока люди делали кирпичи из глины, ставя на них отпечаток лапами собак из его стаи, несколько человек на лошадях занимались охотой в ближайшем лесу. Пес следовал за ними, пытаясь настичь очередную жертву. Прошло уже много времени, листва опала с деревьев, а ему никак не удавалось осуществить задуманное - задавить вожака людей в белых одеждах. Он был очень осторожен, никогда не оставался один. Сопроводив на расстоянии обоз до ворот крепости и дождавшись темноты, пес протяжно завыл. Так было каждую ночь. Тотчас же на стенах появлялись люди с факелами в руках. «Смотрите! Я его вижу. Вон там светятся его красные глаза», - раздавались чьи-то возгласы. Несколько стрел упало вблизи.
К 1336 году от Рождества Христова была построена каменная крепость. Отслужив молебен, комтур Инстербурга брат Ханс фон Эдель долго стоял на галерее мощной крепостной стены, слушая вызывающий ужас вой. «Все! Завтра пойду на охоту один. Так долго продолжаться не может. Похоже, он вызывает меня на бой», -сказал он сам себе.
Услышав скрип ворот, пес вскочил. Его жертва медленно выходила из ворот. Одна. Ворота закрылись. Началась погоня. Пес уходил все дальше и дальше. Следом скакал рыцарь.
Поиски комтура продолжались до темноты следующего дня. Ни брата Эделя, ни черного пса никто больше не видел.
Говорят, что в течение веков, прошедших со времени этих событий, люди не раз видели Ёдшунса. Говорят, что и сегодня в руинах крепости Инстербург можно увидеть два красных глаза в темноте, а то и услышать наводящий ужас вой. А особенно под Рождество Христово.