"Игорь Сечин vs. Дмитрий Медведев в комиксе «Короли скважины»

Feb 24, 2013 03:53


Вымышленные истории «Великолепной четверки» и Бэтмена меркнут рядом с разворачивающейся в реальности ожесточенной схваткой руководителя компании «Роснефть» Игоря Сечина с правительством Дмитрия Медведева за контроль над российской энергетикой. Forbes подводит итоги главной административной баталии 2012 года. «Война писем и сливов» между Игорем Сечиным и Аркадием Дворковичем, поглощение ТНК-ВР и судьба «Русгидро», и много Медведева с айпадом - в информационно-аналитическом комиксе «Короли скважины».



Первая кровь.
После рокировки в правящем тандеме Дмитрий Медведев в мае 2012 года был назначен председателем правительства. Самому «путинскому» вице-премьеру Игорю Сечину, который с 2008 года курировал весь топливно-энергетический комплекс, в кабинете Медведева места не нашлось. Его место занял Аркадий Дворкович. В ведение Дворковича перешел не только ТЭК, но и вообще вся промышленность, включая сельское хозяйство и транспорт.



Не ждали
Не попав в новое правительство, Сечин не остался без дела. В последний день своего премьерства, 6 мая, Владимир Путин подписал распоряжение о включении Сечина в список кандидатов в совет директоров государственного «Роснефтегаза». Операционной деятельности эта компания не ведет, зато ей принадлежит 10,74% акций «Газпрома» и 75,16% акций «Роснефти».



Совсем не ждали
В июле неожиданно выяснилось, что Сечин не просто вошел в совет директоров «Роснефтегаза», но и уже утвержден председателем совета директоров этой компании. И для Медведева, и для нового куратора ТЭК Дворковича новость стала сюрпризом. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова публично вынуждена была признать, что Медведев это назначение не санкционировал. В итоге выяснилось, что решение об избрании Сечина руководителем совета директоров «Роснефтегаза» принимал Путин: соответствующая директива за его подписью была датирована все тем же 6 мая.



Назад к истокам
Назначение Сечина в «Роснефтегаз» оказалось лишь началом. В мае Путин подписал указ, по которому бывший вице-премьер занял должность президента государственной «Роснефти». Компания была ему хорошо знакома, ведь с 2004 года Сечин возглавлял ее совет директоров. Он же считается куратором банкротства ЮКОСа, большинство активов которого в итоге досталось как раз «Роснефти».



Добро пожаловать в клуб
Сечин быстро дал понять, что не собирается расставаться с рычагами влияния на всю отрасль. В начале июня он неожиданно созывает руководителей крупнейших российских нефтегазовых компаний на встречу. По формату мероприятие очень напоминает еженедельные совещания, которые Сечин проводил с нефтяниками, работая в правительстве. Вскоре выясняется, что Сечин предлагает создать так называемый «нефтяной клуб» и таким образом формализовать регулярные встречи с главами компаний-конкурентов «Роснефти» для «обсуждения проблем отрасли». Сами нефтяники в растерянности, ведь новый куратор ТЭКа - Дворкович.



Добро пожаловать в комиссию
Уже через неделю после первого заседания «нефтяного клуба» эта неформальная организация трансформировалась в официальную комиссию по ТЭКу при президенте, Сечин стал ее ответственным секретарем, а Путин - руководителем. Точно такая же комиссия на тот момент как будто уже действовала при премьере Медведеве, а возглавлял ее работу Дворкович.



Энергетик всея Руси
В мае «Роснефтегаз» получил специальную миссию - войти в капитал подлежащих приватизации компаний ТЭКа. Путин объяснял, что «Роснефтегаз» за счет своих сбережений будет помогать компаниям, которые нуждаются в дополнительном финансировании. В первую очередь речь шла об электроэнергетике. И здесь Сечин нацелился на крупнейшие из оставшихся в госсобственности активы: акции генерирующих компаний «Русгидро», «Интер РАО ЕЭС» и сетевых холдингов ФСК и МРСК. Суммарная стоимость этих активов сопоставима с капитализацией крупнейшей в Западной Европе Electricite de France.



Между Кремлевской и Софийской набережными
Дворкович пытается не допустить скупки «Роснефтегазом» госактивов в энергетике. Вице-премьер пишет Путину письмо, в котором предлагает финансировать большинство из перечисленных Сечиным компаний не через «Роснефтегаз», а напрямую из бюджета. Текст письма тут же попадает в прессу. А вот до Путина письмо Дворковича не доходит, оно попадает к советнику президента и бывшему сотруднику Сечина Антону Устинову. Он тянет время, заставляя все заинтересованные ведомства заново дать оценку планам Сечина по использованию средств «Роснефтегаза».



Роcнефтеденьги
У «Роснефтегаза», и правда, много денег. Компания несколько лет аккумулировала дивиденды «Газпрома» и «Роснефти» и копила деньги на своих счетах, не возвращая их (в виде тех же дивидендов) государству. Этих денег накопилось свыше 130 млрд рублей. Их Сечин и предлагал направить на выкуп акций энергокомпаний. Но Медведев и Дворкович резко против. В сентябре последний говорил, что правительство думает обязать компанию ежегодно возвращать в бюджет до 95% ее средств. Эти деньги, как предложило правительство, могли пойти на «больные темы», например, развитие Дальнего Востока.



Как скажет Путин
Сечин отреагировал мгновенно и самым оскорбительным для правительства Медведева образом: уже на следующий день после поручения Медведева вернуть в бюджет средства «Роснефтегаза» он заявил журналистам, что компания подчинится решению правительства не раньше, чем получит «директиву, согласованную с президентом страны». А еще чуть раньше он пишет Путину письмо (текст документа тут же загадочным для самого закрытого чиновника образом оказывается у журналистов) о том, что правительство Медведева игнорирует указы президента, в том числе касающиеся «Роснефтегаза» и участия этой компании в приватизации энергоактивов. Битва за деньги госкомпании продолжается: пока правительству удалось продавить решение о перечислении «Роснефтегазом» в бюджет 50,2 млрд рублей (деньги пойдут на докапитализацию «Русгидро»).



Жилищно-коммунальные комплексы РФ
Летом правительство потребовало от госкомпаний и их «дочек» выплачивать в виде дивидендов не меньше 25% от чистой прибыли (указ об этом Медведев подписал в сентябре), деньги было обещано направить на развитие сферы ЖКХ. Сечин обещал Путину, что «Роснефть» будет отдавать 25% прибыли, рассчитанной по стандартам МСФО (раньше госкомпания не платила столько даже по РСБУ). В декабре акционеры «Роснефти» одобрили дополнительные выплаты дивидендов за 2011 год в размере 43,2 млрд рублей (общие выплаты составят в итоге 79,8 млрд рублей). Получив эти деньги, «Роснефтегаз» увеличит свои накопления примерно до 160 млрд рублей.



Сечина закоротило
В августе появилась информация, что «Роснефтегаз» нацелился не только на государственные, но и на частные активы в энергетике. Тогда сообщалось, что госкомпания ведет переговоры о покупке активов «КЭС-холдинга» Виктора Вексельберга. Дворкович в интервью «Ведомостям» тут же заявил, что правительство в принципе против расширения участия государства в экономике. А Вексельберг позднее сказал, что переговоров с «Роснефтегазом» нет. Другой идеей Сечина была покупка госпакета акций Новороссийского порта (НМТП) «Роснефтью». Эту идею правительство тоже раскритиковало. В начале будущего года актив, как ожидается, будет продан на открытом рынке.



Кто в отрасли хозяин
Осенью началась информационная кампания против одного из подчиненных Дворковича - министра энергетики Александра Новака. В октябре некоторые СМИ, ссылаясь на источники, сообщили, что в министерстве «кадровый голод», отсутствует половина руководящего состава, включая начальников отделов. А в ноябре представление Новаку внесла уже Генпрокуратура, обвинившая Минэнерго в неэффективном расходовании бюджетных средств, выделенных на модернизацию энергосистемы. Подчиненные Новака вынуждены были оправдываться, что факты, приведенные Генпрокуратурой, относятся ко времени, когда он еще не работал министром.



Вот кто в отрасли хозяин
Главная сделка Сечина и его крупнейшая операция со времен банкротства ЮКОСа должна состояться в следующем году. В качестве главы «Роснефти» он договорился о выкупе 100% ТНК-BP, третьей по величине нефтяной компании в стране. Основные документы с акционерами компании - BP и консорциумом ААР («Альфа-групп», Access Industries и «Ренова») - уже подписаны, расчеты должны пройти в первой половине следующего года. Для сделки ТНК-BP оценили в $56 млрд, деньгами «Роснефти» предстоит заплатить рекордные для российской бизнес-практики $45,1 млрд.



Кажется, история еще только начинается



http://www.forbes.ru/

Posted via LiveJournal app for iPad.

Сечин, Медведев, Герман Дрожжин

Previous post Next post
Up