1. Вацлав Гавел как зеркало русской эволюции
Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами.
Если подлый лекарство нальет тебе - вылей!
Если мудрый подаст тебе яду - прими!
Хайям
Спешите благодарить, друзья, спешите благодарить живущих. Сколько уж раз запоздало казнил себя за откладывание выражений признательности, восхищения и любви. Скольким - хотел, да не успел, замешкавшись или оробев, сказать спасибо душевное. Человек так недолог - сегодня еще здесь, а завтра…
Вот и ему, Вацлаву - мог бы! - и личным письмом, и очно, при встрече. Давно был знаком с его однокашницей, диктором Словацкого телерадио Ханой Кутиковой, она рассказала, что Вацлав читал переводы моих книг… А виделись в девяностом в Праге на учредительном собрании Европейского культурного клуба (
карточка вот) - он, будучи уже президентом еще не распавшейся Чехословакии, явился к нам поприветствовать и пообщаться.
Пришел без охраны, спокойно, как обычный человек с улицы. Небольшой, с немного комичным лицом умного пса - он простил бы такое сравнение, даже, уверен, одобрил бы. С излучением теплой энергии, к каждому собеседнику самозабвенно внимательный, а вместе с тем чуть отрешенный, с вуалью нездешнести. Полная естественность, никакой позы. Высокая культура. Деликатная искренность.
Я смотрел на него с очень близкого расстояния, мог бы о чем-то спросить, что-то ему сказать, но постеснялся.
Б.М. Теплов, один из интереснейших советских психологов, геометрически представлял психологический тип полководца как квадрат, основание которого - воля, а высота - ум. Идеальный случай - когда одно точно равно другому и больше по площади, чем у кого-либо из противников и подчиненных.
Вацлав Гавел в геометрическом выражении, буде такое дозволено, являл собой куб огромной, непрерывно растущей величины, в котором идеально равнялись друг другу талант, ум, воля и все соединяющая диагональ: совесть.
Больше, чем драматург. Больше, чем диссидент. Больше, чем политик. Духовный вождь, герой и совесть народа. Проницательный мыслитель мирового значения.
Редкий случай в истории - ТАКОЙ человек у власти, да еще в такой критический, переходный момент. Повезло чехам и словакам, повезло, надо сказать, заслуженно - успели они, хоть и с падениями и спотыканиями, до него дозреть.
Вот последняя прижизненная публикация Вацлава Гавела - о России после 4 декабря. Специально для «Новой газеты» 09.12.11:
«Думаю, что российское общество ведет борьбу с самой жесткой из всех известных форм посткоммунизма, с этакой особенной комбинацией старых стереотипов и новой бизнес-мафиозной среды. Возможно, политологи найдут связь сложившейся в России ситуации с нынешними арабскими революциями, но лично я слышу в происходящем, прежде всего, эхо крушения «железного занавеса», отзвук политических перемен 1989-1990 годов.
Поэтому я уверен, что необходимо, в первую очередь, убедить граждан России в том, что режим, который преподносится им под видом демократии, никакой демократией не является. Этот режим отмечен лишь некоторыми - крайне формальными - приметами демократии.
Не может быть и речи о демократии до тех пор, пока власть оскорбляет достоинство граждан, подминает под себя правосудие, средства массовой информации и манипулирует результатами выборов.
Но самой большой угрозой для России было бы равнодушие и апатия людей. Напротив. Они должны неустанно добиваться признания и соблюдения своих прав и свобод.
Оппозиционным структурам следует объединиться, сформировать теневое правительство и разъяснять свою программу людям по всей России.
Оппозиции следует создать влиятельные правовые институты для защиты граждан от полицейского и правового произвола.
Оппозиция должна обратиться к соотечественникам, которые на личном опыте убедились в действенности демократических свобод на Западе, с призывом вспомнить о своих корнях и поддержать развитие гражданского общества на родине».
Не прибавить и не убавить: диагноз, прогноз, рецепт. Все точно, в корень.
Спасибо, Вацлав. Ты с нами.