Чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лайяй.
Политика, говорят, дело грязное. Не согласен. Политика - дело сверхсложное, сверхнужное и сверхответственное. А грязное или чистое - зависит от тех, кто делом этим занимается. Долгие века хирургия была очень грязным делом, пока не ввели в обиход антисептику. Осталась делом опасным, рискованным - но не грязное уже, а сверхчистое, и это прекрасно.
Доживет ли до такого политика? Возможна ли политическая антисептика?
Об этом поздней, в части «Синтез», а пока несколько о другом.
В любой достаточно развитой и усложненной области жизни - политика ли это, космонавтика, шахматы, медицина, литература, кораблевождение, налоговое дело или строительство, разведка, игра на скрипке или изготовление особо комфортной туалетной бумаги, - информацией и способностями, необходимыми для здравых суждений и правильных действий, располагают лишь единицы. Компетентные единицы.
Спецы. Разбирающиеся. Доки. Умельцы.
Их везде мало. В лингвистике, астрономии, физике, математике, во многих областях техники, в хирургии, в кардиологии, в психиатрии есть разделы, ведомые только пяти-семи или двум-трем, а то и лишь одному человеку. Если вообще никому - значит, пока только Богу.
Люди, стоящие на вершинах иерархии компетентности, чемпионы и гении своих областей, пользуются авторитетом, уважением и почетом. Их ценят, им поклоняются, их увенчивают званием гуру, у них учатся, им пытаются подражать, им завидуют завистью белой и черной, возносят, поносят - всего по полной.
Но есть немало областей жизни, где иерархия компетентности сознается и соблюдается, как бы это сказать… с прорехами - или не соблюдается вовсе.
Несколько прорешных областей: история, литература, особенно поэзия, музыка (не классическая), педагогика, медицина, религия, психология. Спецы-доки здесь кем признаются, кем нет, все не строго, трухляво-дыряво. То и дело вылезают из дыр массового невежества полузнайки и полуумейки, имитаторы компетентности, объявляющие себя знайками и умейками. Наивные незнайки и неумейки им верят, поддаются гипнозу апломба - и…
А совсем не соблюдается иерархия компетентности, наоборот, верховодствует воинствующая НЕкомпетентность - где?
В футболе. Тут мы все спецы и комнатные умельцы. А еще где?
Правильно: в любви. В личной жизни, в личной судьбе. Здесь спецов и умельцев по определению быть не может (иначе все свахи были бы сами счастливо замужними и свахами не были бы), но претендентов на роль гуру хоть отбавляй. Не всегда отличишь расчетливого шарлатана, паразитирующего на вечной неутолимой потребности массы несчастных, от искреннего энтузиаста, бодро берущего на себя сверх возможного. Если же вместе с желанием просветить и помочь присутствует откровенное сознание ограниченности своих знаний и сил, то это уже - нет, не гуру - но собеседник, полезный, поддерживающий, иной раз и спасающий…
А еще где царство некомпетентности и шарлатанства, разливанный окиян-море?..
Правильно: в политике. И тут мы все спецы, доки все. Каждый разбирается лучше всех.
Область минимального количества знаний и максимального количества мнений и предубеждений. Суждения на основе недостаточной информации и/или ложной. Действия в условиях дефицита информации и дезинформации - ловля черных кошек в кромешной тьме. Океан невежества.Заповедник бреда. Страна обманов и самообманов.
А все равно - надеешься и надеешься, хочешь верить и верить… Неужели нет здесь, как и в личной жизни, настоящих спецов, знающих - что, умеющих - как, а главное, ведающих - куда и зачем?.. Неужели так беспросветна страшная очевидность - что о благе общественном, о людях живых и страдающих, о детях не только своих, о будущем не только своем - там, во властных верхах, никто всерьез не заботится, сплошное лицемерие?.. Неужто и впрямь в сферах этих совесть повывелась окончательно (да и в кои веки водилась?..), и кроме эгоистических игрищ и цинической войны интересов нет ни фига?
Говорю себе: ну что ты, ребенок, что ли? Историю не читал, жизнь не живешь? Опыт общий и личный не научил ничему? Ну, посмотри, посмотри еще в их широко закрытые глаза. Видишь - глаза эти смотрят не на людей. Смотрят на свои интересы. И так всегда было и будет дальше.
Очень трудно поверить, что власть нравственно безнадежна - трудно, как поверить смерти.
Иногда вижу по ТВ, слышу по радио и читаю умных людей, информированных, речистых, порой запальчивых и язвительных, порой сдержанных и глубоких, - людей ярких, с опытом и авторитетом, уверенно высказывающих свои суждения о политике, анализирующих, прогнозирующих, предлагающих то и се. Уши развешиваю, рот разеваю - сам-то откровенный незнайка. Какое представление я имею о лабиринтных хитросплетениях властных и околовластных структур, о том, что там в действительности происходит? Как мне, политическому профану, оценить действительную компетентность тех, кто производит на меня впечатление компетентности?
Общался кое с кем из этих кругов, помогал и помогаю кое-кому, откровенничает кое-кто не только по своим личным проблемам... Хватает этого лишь для чуть более детальной, чем у большинства, осведомленности о положении на некоторых островках необозримого, заволоченного ядовитым туманом политического океана. О некоторых проблемах страны и общества, о некоторых влиятельных людях… Наблюдая доступное наблюдению, сверяюсь с врачебно-психологическим опытом, сопоставляю с хранимым в памяти, с пережитым, вычитываю контексты…
Кое-что знаю и понимаю на личностном уровне - но мало этого, слишком мало. Как знать и судить о массе важнейших событий и процессов в стране и мире, не отражаемых в СМИ или отражаемых поверхностно, тенденциозно, искаженно и завирально? - Как уследить, как разобраться?.. Откуда получать чистую информацию, а не байки о том, что жизненно важно для человечества, для страны, для меня и для каждого? Целые научные институты и академхолдинги нужны для получения такой информации и работы с ней.
Наш персонаж и его партнер каждый день на виду, но чем больше на виду, тем меньше мы о них знаем. Да, можно кое-что прочитывать сквозь показуху, угадывать тенденции, извлекать подтексты из мимики, из голосов, из оговорок, глупостей и проколов. Но сколько еще там, за кадром?.. С целыми командами эти деловитые сфинксы работают на свои образы в наших глазах. И мы судим о них не столько по их делам, которые по-настоящему, в полном объеме, значении и последствиях, известны весьма немногим, сколько по тому, что нам расчетливо показывают, да по скупым утечкам и нераспознаваемым вбросам. По интернету, который с непринужденной точностью назван Жванецким шумом толпы. А главным образом, по своей жизни и по себе.
Проецируем на них свои надежды и страхи, свои мечтания и разочарования, свою потребность в вере и потребность в самоутверждении, свои стадные инстинкты и сопротивление им. Может, и хотели бы, но не можем оставаться к ним равнодушными, потому что они на престоле, они цари, персоны сакральные. Хоть и моложе многих, меня в том числе, волей-неволей относишься к ним как-то по детски или по подростковому, срабатывает древний ролевой архетип с его крайностями - слюнявым обожанием у одних, оголтелой ненавистью у других.
Им-то на нас олимпийски накласть. Не особо нужны даже голоса наши на выборах - сколько надо нарисуют. Нужно всего лишь, чтобы мы не возникали. Чтобы им не мешали, всего-то. Мы и не хотим мешать - имею в виду: мы, вменяемые, сознательные и законопослушные граждане. Хотели бы даже и помогать - но чему помогать, вот вопрос. Не кому, а чему. Был бы уверен, что эти ребята действительно компетентны, и не только управленчески, но и нравственно, что они работают на страну и ее людей в первую очередь, а на себя любимых и свое окружение - во вторую, тут же бросился бы и вступил в ряды. А пока присматриваюсь.
Они знают, что мы знаем, что они на троне - не лучший, но и далеко не худший для нас вариант. Воистину так - в сравнении с длинным предшествующим послеленинским рядом, включая Горбачева и Ельцина, они являют собой несомненный интеллектуальный и культурный рывок. Информированность повышенная, кругозор широкий - всюду ездят и видят страну и весь мир, общаются при желании с кем угодно. Хорошо смотрятся, хорошо говорят, быстро и находчиво реагируют. Не упертые, не отягощены зависимостями (кроме зависимости от власти), спортивные, не без юмора. Энергичные опытные мужчины в расцвете, в хорошей форме (слишком настойчивые и частые демонстрации коей, как уже мы заметили, совершенно излишни и внушают невеселые подозрения).
Такие же люди, как мы с вами, со своими симпатичными сторонами и теневыми, со своими козырями и слабостями, которые приходится прятать. Можно представить себе, как порой утомительны, как тошны им их роли, в которых столько вынужденного притворства и фальши; как тяжело находить равнодействующие между обступающими их хищными аппетитами, плюс свои собственные, тоже растущие во время еды; какие грязевые потоки на них льются; как стрёмно совмещать жизнь во власти, официальную, публичную, и жизнь личную, обычную человеческую. Не позавидуешь. И страшно представить, какие чудовища могут их заместить в случае насильственного свержения. Нет-нет, мы это уже проходили. Смена властей и режимов - только эволюционными средствами, только мирными, пусть нестандартными, но обязательно мирными.
Основная, решающая разница между нами и ними - в занимаемом положении и взгляде из него на мир, на себя и на нас. В менталитете, круто и необратимо меняющемся при восхождении на пресловутую вертикаль.
А жизнь меж тем продолжается. Жизнь быстро меняется и медленно развивается…
(Продолжение следует)