«TEAM WORK-64»: ТРИУМФ СОВЕТСКИХ РАКЕТОНОСЦЕВ - 2

May 15, 2013 07:56

Оригинал взят у autocatalogue в «TEAM WORK-64»: ТРИУМФ СОВЕТСКИХ РАКЕТОНОСЦЕВ - 2
Оригинал взят у karelmilitary в «TEAM WORK-64»: ТРИУМФ СОВЕТСКИХ РАКЕТОНОСЦЕВ - 2


В 1964 г. для морской авиации Советского Союза настал момент истины. В этом году Объединенные ВМС НАТО прово­дили учения «Team work-64», которые захватили всю Северную Атлантику и западную часть Ледовитого океана.
США покинула эскадра, из 51 корабля под флагом командующего 2-м оператив­ным флотом. В ее составе было: две АУГ: 401-я (авианосец CV 62 «Independence» типа «Forrestal», состав авиакрыла: VF-41 (F-4B), VA-72 (A-4E, 5 VA-86 (A-6A), VA-75 (A-6A), VAW-12 (Е-1В), HU-2 (UH-2A); флагманское штабное судно, крейсер ЗУРО, 3 фрегата и 4 эсминца ЗУРО и 402-я (противолодочный авианосец CVS 18 «Wasp» типа «Oriskany», 11 эсминцев и три британских корабля ПЛО). Обе группы пошли параллельными курсами на расстоя­нии 800 км друг от друга на восток. 2-13 сентября у Нью-Фаундленда эскадра отрабатывала прорыв сквозь заслон атомных торпедных и ракетных лодок, при этом она была обнаружена экипажем Ту-95РЦ. Через неделю обе группы соединились юж­нее Исландии и полным ходом двинулись на северо-восток. В этом районе положение эскадры снова было вскрыто самоле­тами-разведчиками Северного флота. Целями завершающего этапа маневров, проходившего в Норвежском море и в районе Британских островов, должны были стать «тактический ядер­ный удар по береговым целям» и «высадка морского десанта на обороняемое побережье».


Район Норвежского моря входил в зону ответственности Северного флота, кото­рый на то время включал мощную группи­ровку морской авиации. В ее состав вхо­дила и 5-я Киркенесская Краснознаменная морская ракетная авиадивизия (МРАД), включающая 924-й гвардейский Киевс­кий Краснознаменный морской ракетный авиационный полк, Оленья (Оленегорск), 574-й Печенгский дважды Краснозна­менный морской ракетный авиационный полк, Катунино (Пахта), 987-й МРАП, Североморск-3. Видя такой размах действий вероятного противника, командование 5-й МРАД предложило в ответ провести уче­ния авиации СФ. Чтобы поставить амери­канцев на место, был составлен план, предусматривавший совместные действия двух полков Ту-16 - разведчиков и ракетоносцев. План был представлен на рас­смотрение и.о. командующего ВВС КСФ адмирала Егорова (командующий Корзунов оказался в отпуске), который подписал его и проинформировал командующего Авиацией ВМФ Борзова, а тот - и.о. Главкома ВМФ Касатонова. Но Касатонов, опасаясь неконтролируемого развития событий, не спешил утверждать план. Тогда Борзов своей властью распорядился подготовить к вылету полк Ту-16К-10 и тут же получил колоссальный разнос от Касатонова, который обвинил его в желании начать войну. Воп­рос поднялся на уровень политического руководства страны, В конце концов, Егорову разрешили действовать на свое усмотре­ние, предоставив отвечать за все самому.

Во второй половине дня 21 сентября начальник штаба ВВС СФ В.И. Минаков отдал приказ на подъем самолетов одного из полков 5-й МРАД, которым командовал подполковник К.Л. Тимаков (более 30 Ту-16К-10). Действия ударной группы обеспечива­лись самолетами РЭП, разведчиками Ту-16РМ и целеуказателями Ту-16РЦ.

Построение полка, постановка задачи, короткая команда - и экипажи разбегаются по самолетам. Одна за другой тяжелые машины с ракетами под фюзеляжами выруливают на взлетную полосу и, оглашая весь аэродром ревом двигателей, после быс­трого разбега устремляются в небо. Выстроившись в колонну, они отправились по знакомому маршруту за «уголок» - Нор­вежский полуостров. Практически вое экипажи бывали там уже не раз, летная и штурманская подготовка были на высоте, тех­ника надежна - и поэтому никаких проблем не возникло.



Ракетоносец Ту-16К-10

Быстро текут минуты полета. Каждый член экипажа занят своим делом, все напряженно работают... Особое внимание - наблюдению за воздухом! Любой американский самолет, обна­ружив краснозвездные ракетоносцы, тут же сообщит на борт авианосца - и прощай, внезапность... Да и встреча с «нейтра­лом» или даже гражданским самолетом чревата не меньшими проблемами. Потому неустанно крутят головами КОУ (команди­ры огневых установок), до рези в глазах осматривая горизонт. В ...надцатый раз пересчитывают и уточняют прокладку штур­маны - полет выполняется по счислению, локаторы включать нельзя ни на секунду, чтобы не запеленговали. Радисты, не отрываясь, вслушиваются в эфир - расслабляться нельзя, не­смотря на то, что полет проходит в режиме строгого радиомол­чания. В любой момент может поступить уточнение координат цели или метеообстановки в районе цели, и его нельзя пропус­тить! А командиры внимательнейшим образом выдерживают режим полета - курс, скорость, эшелон. Ведь каждый градус отклонения от маршрута, скорость на несколько километров больше или меньше - и самолет, а то и вся группа не выйдет в заданный район вовремя, засветится перед американцами. А это уже может сорвать всю операцию.

Но не зря великая страна готовила своих защитников. Не зря прошли сотни часов летной подготовки, штабные работники тоже не зря ели свой хлеб - операция спланирована безукориз­ненно. Да и техники, буквально вылизывавшие самолеты полка, проверившие каждый винтик, заслуживают доброго слова. Все самолеты без происшествий вышли в расчетную точку. И вот он - район местонахождения американского соединения! Са­молеты, разделившись заранее на группы, расходятся для ата­ки с разных направлений одновременно - ведь в этом и состоит суть знаменитого «звездного налета! Группы перестраиваются в боевой порядок, начинается предстартовая подготовка ракет, вперед устремляются разведчики для уточнения координат авианосцев, по сигналу самолеты РЭП, вырвавшись вперед, од­новременно включают аппаратуру постановки помех…

И тут же звон колоколов боевой тревоги взрывает сонное спокойствие на всех американских кораблях! Летчики занимают места в кабинах самолетов дежурного подразделения, расче­ты ЗРК занимают свои места - но где искать угрозу? Экраны радаров заливает молоко помех... Адмирал вбегает в боевой информационный центр, следует быстрый доклад, техники один за другим завершают подготовку самолетов к вылету, первые «Фантомы» уже выходят на стартовые позиции, локаторщики напряженно пытаются локализовать направления угрозы, найти и классифицировать цели - но время, время летит неумолимо, помехи все сильнее, а русские ракетоносцы уже вот-вот выйдут на рубеж открытия огня!

Как, наверное, неуютно было американским морякам, осоз­нававшим беззащитность своих огромных пафосных «плаваю­щих бегемотов» перед стремительными беспощадными жалами советских ракет. Должно быть, безотчетная дрожь пробегала по спине адмирала на мостике флагмана при мысли, что вот сей­час - все... Короткий приказ, быстрые аккорды пальцев русских операторов - и десятки «Копченых селедок», сорвавшиеся с пилонов краснозвездных «Барсуков» (Ту-16 имел наименова­ние «Badger» по классификации НАТО), направятся к его кораб­лям...

Пусть десяток из них перехватят «Фантомы» боевого воздушного патруля (4-6 истребителей F-4B «Phantom II», максимально по 6 ракет AIM-7 «Sparrow» на каждом, вероят­ность перехвата цели типа КС-10 примерно 0,25-0,4, что дает 5-12 перехваченных ракет).

Пусть еще столько же будет уничтожено зенитно-ракетными комплексами кораблей охранения; в течение под­летного времени крейсер ЗУРО типа «Galveston» или «Little Rock» осуществит обстрел не более, чем двух целей, фрегат ЗУРО (Destroyer leader guided) типа «Belknap» или «Coontz» - столько же, фрегат ЗУРО типа «Leahy» - до четырех, пос­кольку на нем два комплекта аппаратуры наведения, эсми­нец ЗУРО типа «Charles F. Adams» или «Decatur» - также не более двух целей. Всего 16-20 обстреливаемых целей, веро­ятность поражения одной цели типа КС-10 не более 0.4-0.6, что дает те же 5-12 перехватов.

Всего выходит от 10 до 24 сбитых ракет, причем чисто теоретически, так как настолько высокоскоростные цели практически не перехватывались имеющимися средствами ПВО АУГ - как ЗРК, так и истребителями с ракетами «воз­дух-воздух».

Пусть одна или две ракеты из-за технических неполадок сойдут с намеченного курса (техническая надежность КС-10 составляет, по раз­ным оценкам, 0.87-0,96).

Но оставшихся с лихвой хватит, чтобы, пробив, словно картонные, борта авианосца, и еще пары кораблей охра­нения или штабного корабля (фугасно-кумулятивная бое­вая часть типа ФК-10 могла пробить в разы более толстую бортовую броню, чем суммарные 150 мм для авианосца типа «Forrestal» или от силы 127 мм для модернизованного легкого крейсера Второй мировой войны типа «Cleveland». А эсминцы и фрегаты ВМС США вообще не имели никакой броневой защиты), устроить внутри корабля филиал преисподней или вообще вознести этот корабль к небесам (по расчетам, попадание в среднем 2,2 ракет с такими боевыми частями приводило к повреждениям, при которых вероят­ность гибели авианосца типа «Forrestal» превышала 50%).

А что, если Советы дадут разрешение на использование «ньюков» (СБЧ)?

Должно быть, вышеупомянутый адмирал очень сильно жалел, что на палубе «Independence» только лишь «Фан­томы», а не проектировавшиеся барражирующие перехватчи­ки «Missileer» - каждый с шестью дальнобойными ракетами «воздух-воздух» ХААМ-10 «Eagle» и многоканальной системой управления оружием фирмы Hughes (программа создания па­лубного истребителя-перехватчика Douglas F6d-1 Missileer была закрыта в декабре 1960 года).

Все произошло именно так, как описано в бестселлере Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем». Только в книге американские самолеты атаковали соединение советских кораблей во главе с ТАРКР «Киров», а в данном случае все произошло по похожему сценарию, но с точностью до наоборот: самолеты нашли кораб­ли, скрытно вышли в районы применения оружия, имитировали пуски ракет, при этом корабли их все-таки обнаружили, но были уже бессильны что-либо предпринять.

Советские Ту-16 вышли на американское авианосное соединение с трех направлений (так называемый «звездный налет» - нанесение удара по цели группой самолетов при одновременном заходе на цель с разных направлений или через определенные короткие про­межутки времени) до рубежа пуска 160-200 км и произвели все необходимые процедуры прицеливания и наведения, исключая только отцепку ракет. По некоторым данным, даже перехватчики успели взлететь только после того, как ракетоносцы уже легли на обратный курс. Все Ту-16 приземлились глубокой ночью на аэродромах Североморск и Оленья.

Эти события стали одной из самых ярких побед в «Холод­ной войне». Однако победителям было не до празднований - какую оценку их действия получили в Москве, никто не знал. 22 числа штаб ВМФ потребовал подробный доклад обо всем произошедшем. Срочно были нарисованы красочные плакаты и вместе с рапортом на одном из Ту-16 отправлены в Москву. К счастью, реакция Кремля была положительной. Операция показала, что при полете на малых высотах перехват Ту-16 до рубежа 160-200 км практически невозможен. Обеспечение действий ракетоносцев самолетами разведывательной ави­ации и РЭП организовано правильно и значительно повышает их эффективность. В первый раз командование ВМФ СССР по­лучило такую возможность проверить силу вероятного про­тивника, и эта проверка показала преимущества советской ракетоносной авиации.

А учения «Team work-64» провалились, что подтвердило последовавшее вскоре разбирательство в Сенате США, детали которого попали в прессу и вызвали громкий скандал.

(Я.В. Ефименко, А.В. Скулин, «Наука и техника»)
http://warfiles.ru/show-30823-team-work-64-sovetskie-raketonoscy-protiv-avianosnogo-soedineniya-vms-ssha.html

война, история, Союз Нерушимый..., эту страну не победить

Previous post Next post
Up