Оригинал взят у
riverpilgrim в
Куда уплыли речные вокзалы Недавно представитель Казанского порта заявил, что
речной вокзал в Казани ликвидируют, а его здание перестроят в гостиницу. Логичный финал эпопеи с якобы реконструкцией вокзала. Он был построен в 1962 году, к 1000-летию города его подновили, остеклили и покрасили, а после праздника сразу закрыли на новую реконструкцию, которая так и не началась. Впрочем, и потребностей в речных вокзалах уже нет. Транзитное пассажирское судоходство, на той же Волге, закончилось уже давно, а речным туристам вокзалы ни к чему. Поэтому, последние лет двадцать речные вокзалы выполняли лишь функции кабаков, торговых центров и просто пустующих зданий, где кроме надписи на фасаде ничего не указывало на функциональную принадлежность. Вот, краткий фотообзор, что стало с речными вокзалами в Москве, Питере, на Волге, Дону и Каме.
Начнем с Москвы. Здесь есть целых два речных вокзала. И оба уже давно находятся в крайне критическом положении.
Например, Северный речной вокзал, на Ленинградском шоссе. Построен вместе с Каналом Москвы в 30-е годы прошлого столетия. Разумеется, является памятником архитектуры. И, конечно же, ввиду последнего обстоятельства, находится в крайне плачевном состоянии. Закрыт для доступа с 2010 года. Закрыт на реконструкцию, которой закончится в светлом будущем не суждено, ввиду того, что финансирования на это просто нет. До тех пор пока здание было открыто, там можно было снимать фильмы о советской эпохе без каких-либо декораций. Ни одна новоявленная барахолка, которых сейчас расплодилось великое множество, выдающая себя за музей советского быта и жизни, даже рядом не стояла с той обстановкой, которая была на вокзале. В хорошем смысле слова. А уж кафе и туалеты в подвальной части здания были полным апофеозом погружения в те года. Там даже фильмы снимали. И в туалете, и на самом вокзале. И не один. Перспективы у вокзала не важные. Так как снести его нельзя и кардинально перестроить тоже, скорее всего его будут "реконструировать" пока само не рухнет.
Рассмотрим другой речной вокзал Москвы - Южный, что расположен в Нагатино. Его положение еще хуже, чем того же Северного. Памятником он не является, построен в 80-е годы, с расчетом на большой поток туристов, в круизах по Москва-реке и Оке. Туристов в самом здании вокзала не видели с начала 90-х годов. А ввиду того, круизы по Оке сейчас стали вообще из разряда эксклюзивных, и их проведение возможно только один-полтора месяца, то пассажиры в окрестностях вокзала гости редкие. Зато, благодаря расположенному здесь рынку, с избытком хватает людей далеких от речного транспорта. Хачевни с харчевнями и шашлыками, из окрестных собак, равно как и сауны с блек-джеком и шлюхами, в наличии.
В Питере ситуация кардинально иная. Там мелочиться не стали и в прошлом году начисто снесли не только пустовавший речной вокзал, расположенный на проспекте Обуховской обороны, но заодно и гостиницу, расположенную при нем же. На их месте обещают построить жилой или офисный центр. На фото 2010 года и вокзал и гостиница еще в наличии.
В столицы соседней Карелии, городе Петрозаводске, вокзал тоже имеется, но выполняет скорее офисно-торговые функции. Часть помещений сдается под гостиницу. Билеты на скоростные суда, следующие по Онежскому озеру на Кижи, продаются летом на площади.
Речные вокзалы на Каме, в Перми и Нижнекамске. В последнем - просто здание, а в Перми в 2010 году открыли музей современного искусства.
Посмотрим на Волгу. Красивое здание речного вокзала в Твери. Строилось в 30-е годы.. Уже давно пустынно и заброшено.
В
Рыбинске речного вокзала никогда не было. Зато был красивый дебаркадер. Почему был? Потому что сожгли. На фото - дебаркадер летом 2011 года. Подожгли его в том же году, в декабре.
Далее
Ярославль. Там в здании расположен кафе-бар и сидят какие-то конторы. А вот в соседней Костроме даже здания нет, просто дебаркадер стоит.
Город
Кинешма Ивановской области. На удивление массивное для такого города здание-стекляшка. Речных пригородных перевозок там нет с начала 2000-х годов. Летом 2004 года уже видел висевшие расписания движения. А сейчас и весь флот, имевшийся там, распродали в другие города. В здании вокзала - барахолки и неизменные кафе-пивные.
Столица Волги и речников -
Нижний Новгород. Красивое и реконструированное здание вокзала, расположенное недалеко от слияния Оки и Волги. Пассажиров, пытающихся попасть в здание вокзала, выгоняют пинками обратно на перерытой вдоль и поперек причал, поясняя, что название не всегда соответствует содержимому. В самом здании просто находится офис Волжского пароходства.
В столице Чувашии Чебоксарах, на берегу Волги, красуется выстроенное в 2006 году мощное здание речного вокзала, с башней-маяком. Но обольщаться не стоит - никакого вокзала там нет. Просто новый торговый центр и офисы. А если подойти и посмотреть вблизи на фасад здания, то можно еще и удивится креативным задумкам проектировщиков.
А вот и
Казань. О жизни и судьбе речного вокзала Татарстана я писал в начале поста.
Что находится в здании речного вокзала в
Ульяновске узнать не получилось. Сколько раз не оказывался я там, здание всегда было закрыто.
В здании речного вокзала в Самаре в 2008 году были офисы туркомпаний и просто компаний, магазины и даже кассы пригородных линий!
На речном вокзале города Саратова можно найти все: магазины, кафе, офисы и даже "Эльдорадо". А вот ничего связанного с рекой найти там было нельзя.
Крупнейшее здание речного вокзала в Европе находится в
Волгограде. Тут не все так плохо, как представлял себе раньше. В здании речного вокзала расположен центральный концертный зал города, где в свою очередь располагается концертный орган "Ригер Клосс" - крупнейший орган Поволжья.
Речной вокзал
в городе Волжский. Кажется, с конца СССР здесь жизни больше не было.
А это - речной вокзал
в Астрахани.
Здание речного вокзала в
Ростове-на-Дону. Можно разве что отметить, что там отличный супермаркет находится. Да, и еще там есть большой ресторан.
Что же до других городов, то ситуация там такая же. Что в Архангельске, что в Омске и Новосибирске, что в Якутске или на Амуре. При этом, даже наличие развитых пригородных речных линий не является фактором работы вокзала. Видимо, их время прошло, свое они отжили и отправились в невозвратное плавание.