Уже мало, кто верил, но Илон Маск опять огорошил: серийный выпуск электрогрузовика Tesla Semi все-таки начнется, пускай и в 2020 году. Ожидаются две модификации. Стандартная - способная проехать на одной зарядке до 480 километров. И авто «преимиум-класса» - с аккумуляторной батареей повышенной емкости с запасом хода около 800 километров. Режим быстрой зарядки позволит «электротраку» пополнить емкость аккумулятора почти за… полчаса. Обещания - более чем впечатляют.
Но пока в Америке все еще созерцают прототип электрического магистральника, в Европе и Азии набирают обороты совсем иные, но тоже «зеленые» технологии.
О перспективах природного газа в международных автоперевозках и о том,
что лучше: СПГ или КПГ, -
мое интервью с представителем ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» Вадимом ИГНАТОВЫМ.
Альтернатива: природный газ
Для конкуренции в сегменте магистральных большегрузов многие европейские автопроизводители предпочли природный газ. Главное, что движет ими, - это требования ЕС по сокращению выбросов вредных веществ и запрос бизнеса на снижение топливных затрат.
По некоторым данным, потенциал европейского рынка моторного топлива к 2030 году оценивается на уровне 45 млрд кубических метров, включая 15 млрд кубометров в виде сжиженного природного газа (СПГ; международное обозначение - LNG). К этому же году, по информации «Газпрома», Россия станет одним из лидеров по вводу в эксплуатацию новых мощностей для сжижения газа. При этом основная доля импорта СПГ придется на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Кстати, именно «Газпром» выступает флагманом развития рынка моторного топлива в России, и не только. Постоянно пополняя новыми объектами и без того довольно разветвленную сеть фирменных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) - для заправки автомобилей другим видом природного газа - компримированным, или КПГ (CNG). В октябре нынешнего года, например, сданы в эксплуатацию станции для заправки компримированным природным газом в Омске и адыгейском ауле Тахтамукай. Последняя рассчитана, в основном, на транзитный транспорт. А в Новгородской области тем временем появилась площадка для размещения передвижного автогазозаправщика (ПАГЗ), что позволит заправлять транспорт на федеральной автомобильной трассе М-10 - причем как сжатым, так и сжиженным природным газом. В будущем году на этом самом месте планируется строительство стационарной КриоАЗС, которые предназначены для заправки автомобилей СПГ.
В целом сегодня в России насчитывает свыше 400 заправок природным газом, преимущественно КПГ. Формирование сети криоАЗС для заправки СПГ пока еще в стадии становления.
А что же у нас?
Автомобильный метан - уже в Беларуси
Единственная компания, которая реализует природный газ - метан - в качестве моторного топлива в нашей стране, - это ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». При этом пока речь идет о компримированном природном газе, известном в Беларуси под новым брендом - «Экогаз». Заправиться им автомобили могут только на собственной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».
Существующая сеть по продаже «Экогаза» в республике охватывает 33 населенных пункта. Она включает в себя 27 стационарных АГНКС с круглосуточным режимом работы и сеть заправочных пунктов, организованных непосредственно в крупных автохозяйствах и регионах, значительно удаленных от стационарных газовых заправок компании.
- Плотность сети АГНКС в Республике Беларусь сопоставима с плотностью сети Российской Федерации и Украины, а вот лидерами на постсоветском пространстве в этом смысле являются Армения и Узбекистан, где метан является не альтернативным, а основным топливом, - говорит заместитель начальника филиала «Управление «Экогаз» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» Вадим Игнатов. И добавляет: - На автомобильной газонаполнительной компрессорной станции могут заправляться как малолитражные автомобили, так и огромные фуры - в габаритах разницы для нас нет. Неудобство для автовладельцев могут представлять лишь режим работы небольших заправочных пунктов (не круглосуточный) и возможность заправляться только по ранее заключенным договорам (по безналичному расчету).
С разной степенью популярности газообразное топливо, будь то природный газ, пиролизный или биогаз, применялось с момента создания двигателя внутреннего сгорания. В настоящее время безусловным лидером среди газомоторных топлив является природный газ - метан. А ключевых причин его популярности две - экономика и экология.
В Беларуси все виды моторных топлив находятся в примерно равных условиях, поскольку все они импортируются. Следовательно, конечная стоимость и эффективность их использования определяется затратами на переработку и транспортировку сырья. В этом смысле природному газу нет равных: он применяется в том виде, в котором находится в природе (добывается), и поставляется на АГНКС по газопроводу. Особенность деятельности ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», как поставщика природного газа для республики, - ее роль в развитии применения природного газа для транспортных средств. На этапе «раскручивания маховика» в данном направлении требуемые ресурсы и прилагаемые усилия столь значительны, что могут быть реализованы только крупнейшими компаниями, либо - при серьезной государственной поддержке. Поэтому основные задачи компании, решение которых позволит вывести применение метана на новый уровень и получить ожидаемый эффект, сводятся к следующему. Во-первых, это взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, автопроизводителями и дилерами техники и газобаллонного оборудования по комплексному развитию рынка газомоторного топлива и популяризации использования природного газа на транспорте. Во-вторых, речь идет о формировании и развитии инфраструктуры моторного топлива в части создания объектов заправочной сети. И, наконец, третье - синхронизация усилий по совершенствованию законодательной и нормативно-технической базы в сфере применения природного газа на транспорте.
- Сегодня в Западной Европе мы видим серьезную поддержку использования сжиженного и компримированного природного газа в качестве моторного топлива. В Германии, например, это выражается в освобождении от оплаты дорог для техники, работающей преимущественно на природном газу. В России отменено государственное регулирование ценообразования на компримированный природный газ, принята госпрограмма «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения»… Как вы оцениваете перспективы использования природного газа в качестве моторного топлива в нашей стране?
- Рынок транспортных средств, работающих на метане, стремительно развивается во всем мире. По данным интернет сайта ngvjournal.com, количество техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, к настоящему моменту превысило 26 миллионов единиц. При этом в Республике Беларусь зарегистрировано около 10 тысяч.
Правительства многих стран, действительно, стимулируют приобретение новых автомобилей на газомоторном топливе или переоборудование старых - бензиновых и дизельных - для работы на газомоторном топливе. В Европейском Союзе, к примеру, в полтора-два раза снижены налоги на газомоторный транспорт. В Риме автотехника на альтернативном топливе освобождается от уплаты налогов на три года. В Швеции транспортные средства, работающие на газомоторном топливе, освобождены от сборов на платных стоянках. А во Франции пошли еще дальше: там введен запрет на использование нефтяного топлива на муниципальных автобусах.
Один из способов стимулирования для развития рынка газомоторного топлива - субсидии на покупку автотехники, использующей КПГ в качестве моторного топлива, с тем, чтобы нивелировать разницу в стоимости новых заводских транспортных средств, использующих компримированный природный газ, и их аналогов на дизельном или бензиновом топливе.
В Российской Федерации в настоящее время формирование газомоторных автопарков стимулируется с помощью предоставления субсидий из федерального бюджета. В Республика Беларусь, несмотря на ряд принятых документов по развитию применения природного газа на транспорте, серьезных шагов в этом направлении не предпринято. Но, с учетом выгодного географическое расположения страны, активное развитие «газовой темы» в соседних странах неизбежно простимулирует и отечественный рынок. В этом году, надо сказать, потребление метана в Беларуси возросло на 30 процентов. Одной из предпосылок к этому как раз и явился рост транзитного движения со стороны Российской Федерации. Кроме того, на белорусский рынок вошли международные операторы такси, которые первыми оценили преимущества газомоторного парка. Заметили мы и резкий скачок активности белорусских автовладельцев в сегменте легковой техники, как переоборудованной для работы на КПГ, как и конвейерной сборки.
Свой вклад в популяризацию газомоторного топлива внесли и производители отечественной техники, освоившие выпуск газомоторных транспортных средств. Например, ОАО «МАЗ» теперь серийно производит автобусы с газовыми двигателями и готовится к запуску в «серию» коммунальной техники на КПГ. Кроме того, освоено производство криобаков и тягачей на СПГ. В организациях агропромышленного комплекса проходят испытания новые трактора ОАО «МТЗ», работающие в газодизельном цикле. А в период уборки зерновых в нынешнем году холдинг «Гомсельмаш» испытал зерноуборочный комбайн ПАЛЕССЕ GS4118К с газовым двигателем.
СПГ или КПГ?
- Вадим Викторович, а как вы оцениваете перспективы использования природного газа именно для международных автоперевозок? И что, все-таки, будет предпочтительней для этого сегмента: СПГ или КПГ?
- Для городских, коммунальных и местных перевозок предпочтителен компримированный природный газ, КПГ. Его запаса газа вполне хватает на рабочую смену, а плотность сети АГНКС в республике позволяет построить маршрут без нулевых пробегов, при этом ключевым потребителям ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» готово поставлять «Экогаз» непосредственно в автохозяйство. О широком применении КПГ на магистральном транспорте в республике пока говорить не приходится.
Для магистральных тягачей и междугородних автобусов как раз больше подходит сжиженный природный газ. Преимущества СПГ объясняются его более высокой плотностью. Поскольку в этом случае на борту автомобиля можно разместить достаточно большой объем газа и больше проехать без дозаправки, без ущерба для полезной грузоподъемности. Для сравнения: на сжиженном природном газе без дозаправки автомобиль может проехать втрое больше, чем на компримированном (сжатом).
Не следует забывать, что ключевым инициатором транзитного движения грузов в Европу является Китай. Концепция новой паневразийской транспортной системы, продвигаемой сегодня КНР в сотрудничестве с Казахстаном и Россией, основывается на историческом примере древнего Великого шёлкового пути. И учитывая популярность применения СПГ в Китае, можно ожидать развития международных автоперевозок именно с использованием СПГ-тягачей.
В России между ПАО «Газпром» и ГК «Автодо́р» была подписана Дорожная карта, предусматривающая возобновление работы по организации транспортных коридоров на газомоторном топливе (КПГ/СПГ), в том числе включающих российский участок трассы М1. Со стороны Республики Беларусь предложения по развитию газозаправочной инфраструктуры прорабатываются с участием ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», планируется обеспечить транзитное движение по данной магистрали за счет строительства зеркально расположенных пунктов реализации КПГ/СПГ в районе Минска и Бреста. Крайний пункт заправки со стороны России планируется в районе Смоленска.
Использование СПГ становится все более популярным и в других отраслях. Этой тематикой занимаются и Минский автомобильный завод, и ОАО «БЕЛАЗ» (уже сегодня готов к серийному выпуску карьерный самосвал БЕЛАЗ-75476 грузоподъемностью 45 тонн), и ОАО «ОКБ Академическое» Академии наук Беларуси. О готовности к началу разработки специальной техники, использующей СПГ в качестве моторного топлива, заявило ОАО «АМКОДОР». ОАО «Минский тракторный завод» также рассматривает вопрос о выпуске сельскохозяйственной техники на сжиженном природном газе. В 2018 году на выставке «БЕЛАГРО-2018» в городе Минске была представлена совместная разработка компаниями «РариТЭК» и «МТЗ-Татарстан» - газомоторная версия трактора «БЕЛАРУС» МТЗ-1221-2, работающего на СПГ.
Российской компанией «СоюзЭнергоРесурс» совместно с ОАО «МАЗ» разработана, изготовлена и уже сертифицирована в соответствии с требованиями Евразийского таможенного союза линейка автотехники и оборудования, обеспечивающая инфраструктуру эксплуатации автотранспорта на СПГ. Линейка техники включает полуприцепы-цистерны для перевозки СПГ емкостью до 57 м3 от завода по сжижению газа до мест потребления; автотопливозаправщики СПГ емкостью 8 и 16 м3 для перевозки СПГ и заправки автотранспорта; контейнерные автозаправочные станции как СПГ, так и комбинированные СПГ/КПГ; серийную и спецтехнику на СПГ: тягач на шасси МАЗ-534023, низкопольный городской автобус МАЗ-103965, мусоровозы объемом от 16 до 18,5 м3, автомобильную лабораторию, дорожные машины комбинированные, автокраны грузоподъемностью от 15 до 25 тонн.
Словом, в газомоторном варианте сегодня можно приобрести грузовые модели марок «МАЗ», «КАМАЗ», «ГАЗ», VOLVO, IVECO. Но пока в республике не появится СПГ, говорить о комфортном применении магистральной техники на газомоторном топливе рано, поскольку о применении КПГ в данном случае речи не идет: причина - в солидном расходе топлива тягачом и проблеме с размещением на борту баллонов, достаточного для длинных пробегов объема. ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» уже ведутся проектно-изыскательские работы по строительству завода СПГ в районе г. Кобрин, но активные шаги в этом направлении сдерживает традиционная проблема «яйцо или курица», инвестор предпочитает подождать развития рынка потребления, а потребитель ждет развития инфраструктуры.
Что касается переоборудования грузовых автомобилей на традиционных видах топлива для работы на природном газе, то тут сказываются последствия программ по развитию дизельного автомобилестроения, которое фактически вытеснило производство крупнотоннажной бензиновой техники. В случае с дизельным двигателем можно лишь заместить часть дизтоплива газом, тогда двигатель будет использовать два топлива. Соотношение используемых видов топлива будет постоянно меняется в зависимости от режима работы такого двухтопливного мотора. Именно техническая сложность обеспечения параметров экологичности, экономии и температурного режима работы делает не популярным перевод дизельного двигателя в газо-дизельный. При этом эффект от перевода и надежность техники снижаются. Однако успешные попытки перевода техники в газодизельный режим все же есть - к примеру, у компании «Биоэкоресурс» из Гродно. Но для новой техники, я в этом убежден, двигатель, безусловно, должен быть чисто газовым.
Напечатано в газете "Мир тяжелых моторов" (официальный печатный ресурс Ассоциации "БАМАП").
Публикуется с разрешения редакции.