Наконец, стало ясно, что команда «МАЗ-СПОРТавто» продолжит свое участие в ралли-марафоне «Дакар», теперь уже в новом 2016 году. Новость об этом стал известна по возвращении спортсменов домой после гонки «Великая степь - Шелковый путь 2015».
К «Дакару-2016» на Минском автозаводе будут строить совершенно новый "боевой" автомобиль. Это связано с новыми требованиями к двигателям. Со следующего года организаторы ралли-марафона ограничивают объем силовых агрегатов грузовиков максимальным значением в 16,5 литра.
Во время недавней поездки в Чехию был подписан мемомрандум, предполагающий заколючение контракта с чешскими коллегами: строить моторы для белорусов будет небезызвестный технологический центр Buggyra Technology Center чешской компании Gyrtech Power Systems. Она уже имеет неплохой опыт в постройке спортивных двигателей с подходящим под новый регламент объемом. Первоначально рассматривались два варианта спортивного силового агрегата на базе мотора Caterpillar: один 930-сильный двигатель с крутящим моментом 4300 Нм, второй - на 1030 «лошадей», с крутящим моментом 4700 Нм. Решили остановиться на первом из этих вариантов...
Фото из архива команды "МАЗ-СПОРТавто"
Этой новости предшествовала другая: белорусская команда успешно завершила четвертый этап Чемпионата России по ралли-рейдам -- «Великая степь - Шелковый путь 2015», который прошел в начале июля по маршруту Элиста - Астрахань.
За четыре дня ралли-рейда большинству его участников довелось преодолеть 1160 километров, из которых 1042 километра были «боевыми».
В зачете грузовиков борьба развязалась между 11 экипажами. Из них - шесть команды «КАМАЗ-мастер», два -- «ГАЗ-Рейд Спорт», и три экипажа - белорусы на «МАЗах». К слову, обновление в этот раз пережил еще один экипаж заводской команды «МАЗ-СПОРТавто». В экипаже Александра Василевского сменился механик: вместо Антона Запорощенко поехал Алексей Неверович, на «Дакаре-2015» выступавший в экипаже Сергея Вязовича. С последним на старт в этот раз отправились штурман Павел Гаранин и механик Андрей Жигулин. Третий экипаж -- пилот Владимир Василевский, молодой штурман Максим Новиков и механик Александр Полищук -- в этом составе дебютировал в июньской бахе «Беларусь».
Торжественный старт гонке был дан по завершении административных и технических проверок. А затем -- в районе знаменитого Города Шахмат -- прошел квалификационный пролог длиной 3,9 километра (в последующие три дня участников ралли-рейда ожидали уже совершенно марафонские спецучастки протяженностью от 260 до 457 километров). Лучший результат на прологе показал… белорус Сергей Вязович. Он буквально пролетел эту дистанцию за 3 минуты 16 секунд. Всего четыре секунды уступил ему экипаж Эдуарда Николаева.
Если тем, кто привык к широким скоростным прямикам узкая накрученная трасса пролога могла показаться сложной, то Сергей, наоборот, всегда говорил, что такая конфигурация трассы ему по душе.
-- Мне нравится, когда гонка проходит по дорогам, а не по бездорожью, - рассказал он по возвращении домой. - В этом году была необычно высокая растительность. Но на прологе наша стартовая позиция в конце пелетона позволяла нам видеть трек, «срезать» углы.
На следующий день Сергей выбрал для себя первую стартовую позицию, несмотря на предостережения организаторов: трава в степи сильно поднялась, и особенно тяжело придется лидерам гонки, которые просто не смогут ориентироваться на следы других экипажей. Значительную часть 321-километрового спецучастка экипаж Сергея Вязовича все же держался в числе лидеров. Но, к сожалению, к финишу дня потерял очень много времени.
За 27 километров возникла проблема со ступицей заднего моста. И автомобиль фактически лишился одного из колес. Справиться с поломкой самостоятельно экипаж не смог, и принял решение пострараться дотянуть до финиша уже на трех колесах. «27 километров мы ехали минут 40», -- заключил Сергей.
В последующие стартовые дни отыграть потерянное на втором этапе время экипажу Вязовича так и не удалось. В итоге по результатам всей гонки - несколько обидное четвертое место.
Эдуарду Николаеву из команды «КАМАЗ-мастер», во второй день повезло еще меньше. В какой-то момент он обошел Вязовича, а километров через 40 уже белорусы настигли россиянина…
«Всё произошло очень неожиданно. Мы следовали на хорошей скорости, первая половина дистанции была уже позади, до зоны сервиса оставалось около пятнадцати километров, -- приводит рассказ своего пилота официальный сайт «КАМАЗ-мастера». -- В одном из поворотов мы привычно стали «резать» дистанцию, но в высокой траве были невидимые глубокие рытвины, следовавшие одна за другой. Последовали резкие удары на руль. Я лишь успел понять, что моя правая рука неестественно вывернулась, появилась резкая боль, и дальше я уже просто не мог ею вращать руль и переключать передачи. Дотянули до зоны сервиса, к сожалению, дальше я уже не смог продолжить гонку».
Предварительный диагноз, выставленный медиками из Элисты --трещина со смещением и осколком. Эдуард Николаев был отправлен в Курган в клинику Илизарова для окончательного диагноза и дальнейшего лечения.
Тем не менее, российской команде «КАМАЗ-мастер» в грузовом зачете снова не было равных. Победителем ралли-рейда «Великая степь - Шелковый путь 2015» стал камазовский экипаж в составе Андрея Каргинова (пилот), Андрея Мокеева (штурман) и Игоря Леонова (механик). Вторым к финишу гонки пришел экипаж победителя нынешнего «Дакара» Айрата Мардеева. Третье место досталось еще одному российскому экипажу во главе с Сергеем Куприяновым. Он выступал на «газомоторном» спортивном «КАМАЗе», который работает на смеси метана и дизельного топлива.
Вклиниться в стройные ряды камазовцев смог лишь Сергей Вязович.
Еще один экипаж команды «МАЗ-СПОРТавто» в составе пилота Александра Василевского, штурмана Валерия Козловского и механика Алексея Неверовича завершил гонку на 7-м месте. «Боевое трио» Владимира Василевского (со штурманом Максимом Новиковым и механиком Александром Полищуком) расположилось на 9-м месте квалификационной таблицы.
К слову, до последнего момента не было ясно, сможет ли участвовать в этой гонке экипаж Александра Василевского. Напомню, незадолго до российского старта он впервые в совей истории был вынужден сойти с гонки во время бахи «Беларусь». Причиной стали неполадки с двигателем, а точнее -- перегрев мотора с последующим выходом из строя головки блока цилиндров из-за несработавшего датчика температуры охлаждающей жидкости. К счастью, уже вернувшись на базу в Минск, команда смогла устранить возникшие поломки своими силами, не отправляя двигатель на «родной» Тутаевский моторный завод. Машину Александра Василевского даже успели немного обкатать в Беларуси -- и наследующий день вместе с другими «боевыми» автомобилями команды она отправилась на гонку в Элисту.
-- Машина не подвела, результаты ралли-рейда в целом показали, что мы можем бороться за победу наравне с сильнейшими экипажами, -- считает Александр Василевский, отмечая, что, конечно, в первый стартовый день все внимание было сосредоточено на работе мотора: не подведет ли…
Мотор и автомобиль не подвели. Однако пришлось потерять время на проколах колес -- на первом и последнем этапах.
Как и у коллеги Сергея Вязовича, без экстремальных моментов у Александра Василевского тоже не обошлось.
-- Нередко пилоты уходят с трека, чтобы сократить, «срезать» путь, -- продолжает Александр Василевский. - На втором этапе был момент, когда мы ушли с трека - а впереди, в высокой траве, был спрятан ров. Глубокий, метра два...
Ситуация, очень похожая на ту, с которой на том же этапе столкнулся Эдуард Николаев. Но для Василевского все закончилось более благополучно, хоть и ехали почти на пределе... Оттормозились. В ров вошли уже на небольшой скорости. Обошлось.
Высокая после прошедших дождей трава добавляла экстрима гонке. Но организаторы ралли-рейда тоже не остались в стороне: они обещали, что трасса нынешнего года будет серьезно обновлена и удивит участников целым рядом сюрпризов. И свое обещание сдержали, добавив в маршрут новые песчаные участки.
-- Организаторы повели нас не по привычным уже, стандартным барханам «Большой брат» и «Африка», а через барханы, которые не отличались такой же высотой, но были расположены поперек, -- рассказал Сергей Вязович. -- То есть, на пути нас ждали довольно высокие уступы с очень крутыми спусками и подъемами.
Довольно сложной в этот раз, признаются белорусы, была и навигация. Особенно выдающемся в этом смысле стал третий этап элистинской гонки, который спортсмены дружно прозвали «днем штурмана». Это, кроме того, был и самый протяженный этап в гонке. Спецучасток составил 457 километров. Проблем с навигацией на нем не избежали и более опытные камазовские экипажи во главе с Антоном Шибаловым и Дмитрием Сотниковым.
-- Навигация на отдельных этапах была достаточно сложной, -- поделился впечатлениями начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» и штурман Валерий Козловский. - С переходом в ралли-рейде «Великая степь» на навигационный прибор «Юник-1» -- систему навигации, аналогичную применяемой на «Дакаре», -- навигация в Калмыкии приблизилась к навигации «больших гонок». Стало меньше контрольных точек, поэтому и задача штурманов усложнилась. Но, вместе с тем, стало интересней. Это очень хорошая тренировка и для молодых, и для бывалых. В частности, для экипажа Володи Василевского с молодым штурманом Максимом Новиковым. В целом, на отдельных этапах наша команда показывала очень серьезные результаты. Это говорит о том, что наше мастерство растет.
По словам Валерия Козловского, элистинская гонка проходила в максимально приближенных к «дакаровским» условиях. А, значит, стала хорошей подготовкой к предстоящему южно-американскому старту для всего белорусского спортивного коллектива.
Построить новые спортивные автомобили с новыми же моторами в команде планируют в сентябре нынешнего года. В октябре спортсмены намерены провести тестовые испытания машин с их возможной доработкой. А в ноябре техника по традиции будет погружена на паром, и отправится в Южную Америку.
Опубликовано в газете "Мир тяжелых моторов"