Быстрее, выше, сложнее! Таким обещали организаторы сделать «Дакар» 2014 года. И держать свое слово начали, похоже, уже с первого этапа!
Позади осталась первая треть двухнедельного ралли-марафона. В грузовом классе (категория Т4) представлена сразу вся «таможенная тройка». «Боевые» машины которой, складывается впечатление, ведут между собой напряженную борьбу.
Россияне немного разочарованы: сошел с гонки один из "КАМАЗов". Казахстанская Astana Motorsports идет вперед, хотя тоже потеряла один из джипов. А белорусским болельщикам это время подарило просто невероятный сюрприз! Впервые в истории белорусской команды ее экипаж не только вошел в десятку лидеров, но и сумел закрепиться там. Но - обо всем по порядку…
Фото: пресс-служба Astana Motorsports
Фото: Александр Полищук, команда "МАЗ-СПОРТавто"
День первыйНезадолго до начала гонки небольшие изменения произошли в двух экипажах заводской команды «МАЗ-СПОРТавто».
529-й и 561-й стартовые номера поменялись штурманами. И в итоге с Сергеем Вязовичем (№ 529) поехал более опытный Павел Гаранин. А с Александром Полищуком (№ 561) - Дмитрий Вихренко.
На первом этапе гонки Росарио - Сан-Луис участникам ралли-марафона предстояли 180 километров скоростного спецучастка и 629-километровый лиазон. На этом, кажется, совсем коротком спецучастке важно было сохранить свою стартовую позицию. А, по возможности, -- улучшить ее. Что и удалось белорусу Сергею Вязовичу.
Стартовав 30-м, его экипаж развил хорошую прыть и завершил этап на 11-м месте, перескочив почти два десятка позиций. А вот экипаж Александра Василевского, стартовав 22-м, по какой-то причине к финишу дня пришел 31-м. Экипаж «быстрой технички» под управлением Александра Полищука получил пенализацию в один час (возможно, из-за того, что не смог финишировать в отведенное организаторами время), что и обусловило его падение в финишном протоколе дня на 69-ю строчку.
От лидера гонки Сергея Вязовича отделяло, казалось бы, совсем немного: 10 минут 39 секунд. А победу на этом этапе праздновал представитель команды «КАМАЗ-мастер» Айрат Мардеев. С 10-секундным отставанием от него пришел к финишу дня чех Алеш Лопрайс (на автомобиле Tatra). На 3-й позиции -- голландец Марсель Ван Влит (MAN). На 4-й - его соотечественник, еще один признанный лидер в грузовом классе, -- Жерар де Рой (на Torpedo Iveco). А замкнул передовую пятерку второй «КАМАЗ» под управлением Эдуарда Николаева.
В нынешнем году на «Дакар» команда «КАМАЗ-мастер», кстати, приехала расширенным составом: пять «боевых» экипажей.
«КАМАЗ» Антона Шибалова завершил первый день на 7-й позиции, экипаж Андрея Каргинова - на 17-й, а Дмитрия Сотникова - на 18-й. Судя по всему, захватить весь пьедестал почета, как в прошлом году, на этом «Дакаре» российской команде будет не так просто…
В этот день настоящий прорыв совершил и грузовик, пилотируемый призером «Дакара-2012» Артуром Ардавичусом! Стартовав 42-ми, на финише гонщики показали 16-й результат.
-- Сегодня мы финишировали 16-ми, как и каждый год в первый день, -- приводит слова Артура Ардавичуса пресс-служба казахстанской команды Astana Motorsports. - Была серьезная работа на автомобиле, который еще не тестировали. Мы смогли выскочить из «плена», в который попали изначально - 42 стартовая позиция. Время у нас забрали пылевые тоннели. После старта мы сразу же упираемся в этот пылевой тоннель, внутри которого пройти невозможно. Хотя нужно нагонять, атаковать. И когда пыль рассеивалась или где-то, какими-то кусками, была возможность атаковать, быстро нагнать и обойти соперника - мы использовали эти моменты. Получается, что уже в первый день мы «атаковали» более 20 автомобилей.
День второй6 января участникам «Дакара-2014» предстоял путь из Сан-Луиса в Сан-Рафаэль. Уuчастники ралли-марафона столкнулись с одним из самых быстрых и опасных спецучастков в 400 километров.
Белорус Сергей Вязович завершил день на 12-й позиции. Его соратник по команде Александр Василевский -- на 22-й, Александр Полищук - на 39-й.
В генеральной классификации (по сумме двух этапов) Сергей Вязович поднялся на 6-е место, Александр Василевский - 22-й, Александр Полищук - 47-й.
Фортуна на этом этапе, можно сказать, была благосклонна к белорусам. Вообще же второй день гонки выдался довольно-таки драматичным! В категории Т4 - массовые потери!
Команда «КАМАЗ-мастер» сообщила, что на старт третьего этапа после второго тяжелого дня не вышли около десятка грузовиков. В их числе и экипаж из Набережных Челнов во главе с пилотом Айратом Мардеевым. Его «КАМАЗ» потерпел аварию на 386 километре этапа Сан-Луис - Сан-Рафаэль. Вот что передает официальный сайт российской команды: «Автомобиль следовал по берегу высохшей реки. В очень узком месте (с правой стороны была гора, а с левой - обрыв) из-за массы автомобиля под его левым колесом произошел обвал грунта. Машина опрокинулась на крышу. К счастью экипаж не пострадал». В команде подчеркивают, что Айрат лидировал по итогам первого этапа и, соответственно, стартовал и ехал впереди всего пелетона грузовиков. И что любой другой грузовик, следовавший по этому участку первым, постигла бы та же участь.
Спортивный грузовик удалось поставить на колеса, к утру он уже был на бивуаке. Но спортивные комиссары гонки не допустили экипаж к старту. Дело в том, что во время опрокидывания произошло самопроизвольное отключение GPS в машине Айрата Мардеева. А по регламенту этот прибор не должен отключаться на протяжении всего этапа.
Проблемы были и у других наших товарищей по «таможенной тройке». На 310-м километре спецучастка команда Astana Motorsports потеряла один из трех своих «боевых» внедорожников -- экипаж под номером 368 в составе Бауыржана Исабаева и Габдуллы Ашимова заменил пробитое колесо, гонщики положили его в кузов, поскольку по правилам «Дакара» покрышку нельзя было оставлять в поле. И из-за жаркого ветра произошло воспламенение машины. Экипаж был эвакуирован, спортсмены не пострадали.
Грузовик Артура Ардавичуса тоже доставил казахстанским гонщикам немало хлопот - двигатель дал сбой. «От удара сместился кронштейн и сломал поддон двигателя. Вышло масло, и в самом неудобном месте включился режим безопасности в «мозгах» у мотора, и он встал, -- прокомментировал ситуацию Артур Ардавичус. -- На починку ушел ровно час».
В результате на этапе казахстанский грузовик был 26-м, а в генеральной классификации переместился на 24-ю строчку.
А вот как после этого тяжелого этапа выглядела десятка лидеров в грузовом классе по итогам двух гоночных дней: 1-е место - де Рой, 2-е - Ван Влит, 3-е - Шибалов, 4-е - Стейси, 5-е Николаев, 6-е - белорус Сергей Вязович, 7-е - Каргинов, 8-е - Лопрайс, 9-е Сотников, 10-е - Адуа.
День третийТретий этап гонки - Сан-Рафаэль - Сан-Хуан. Судя по всему, он тоже был очень непростым. Участники сообщают о частых проколах колес на каменистых почвах.
На этом этапе экипаж Сергея Вязовича пришел к финишу 7-м! Уступив лидеру 10 минут 44 секунды. Трио Александра Василевского финишировало только с 47-м результатом… Судьба третьего экипажа команды «МАЗ-СПОРТавто» долго оставалась не известна. Его не оказалось в финишном протоколе третьего дня, но Александр Полищук все же вышел на старт четвертого спецучастка. Что случилось с ним? И где так потерял время Александр Василевский?
Официальной информации на этот счет так и не появилось. Зато журналисты белорусского телеканала ОНТ, которые сопровождают белорусскую команду на «Дакаре», немного «сняли секретность»: они сообщили, что у МАЗа Александра Василевского пробило колесо, а потом случились проблемы с подачей топлива.
На этом этапе в грузовом классе неожиданно сменился лидер. Им оказался Андрей Каргинов. Даже в команде накануне не верили в то, что он сможет выйти на старт из-за простуды и высокой температуры. Пилот считает, что ему повезло. Зато у других экипажей «КАМАЗ-мастера» «причиной остановок и потери времени стали именно проколы колес. У Антона Шибалова - замена двух колес отняла полчаса времени, Дмитрию Сотникову, кроме того, что он менял одно свое колесо, пришлось помогать в этом деле экипажу Эдуарда Николаева».
Сложности, информирует пресс-служба Astana Motorsports, были и у Артура Ардавичуса. В маршруте дня, по словам пилота, было почти все. Даже закрученные узкие каменистые серпантины. И хотя старались ехать быстро, но осторожно, без вынужденных остановок не обошлось.
-- Я думаю, это один из сложнейших спецучастков, которые будут на «Дакаре» - было абсолютно все, кроме песка, -- рассказывает бронзовый призер «Дакара 2012» Артур Ардавичус. - Закрученные каменистые очень узкие горные серпантины, где при малейшей ошибке можно было здорово «разложиться». Мы старались ехать быстро и аккуратно, но все равно потеряли один баллон. В итоге, 15 минут ушло на замену. Был еще один маленький механический дефект, который привел к большим проблемам. Заклинили задние колодки, еще и в таких труднопроходимых местах. Машина тяжело шла, и я полагал, что это из-за глубокого феш-феша (Прим. мелкодисперсный песок). Оказалось, из-за заклиненных колодок нагревались барабаны. Когда выехали из феш-феша, и машина встала, я понял, что мы горим. Огонь еще не передался на сами баллоны, а колодки уже начали плавиться. Конечно, испугались здорово. Выскочили, успели потушить, починили, но полчаса потеряли. В любом случае, у нас еще много «боевых» и трудовых дней.
Тем не менее, команда Astana Motorsports уверенно продвигается вверх по генеральной турнирной таблице «Дакара-2014». Все три ее оставшихся в строю экипажа (два внедорожника и грузовик) поднялись на несколько строчек в общем зачете ралли-марафона по итогам третьего дня гонки. Грузовик, пилотируемый Артуром Ардавичусом, показал 23-е время на этапе и занял 22-е место в генеральной классификации по результатам трех этапов.
К финишу на третьем этапе первым, напомню, пришел Андрей Каргинов. 2-е место - у Жерара де Роя, 3-е - у Алеша Лопрайса. «Камазовцы» Николаев, Шибалов и Сотников заняли, соответственно, 12-ю, 13-ю и 14-ю строчки.
В генеральной классификации лидер не изменился: им остается де Рой. За ним с отставанием в 18 минут 49 секунд следует Ван Влит. На 3-ем месте - Андрей Каргинов.
Белорусский экипаж в составе Сергея Вязовича - Павла Гаранина - Алексея Неверовича по сумме трех этапов расположился на 8-й строчке. Экипаж Александра Василевского - Валерия Козловского - Антона Запорощенко, увы, опустился на 33-ю позицию.
День четвертыйА вот и первые результаты четвертого этапа этой многодневной гонки Сан-Хуан - Чилесито с самым длинным за все эти дни спецучастком 657 километров.
Победа на этапе - снова у де Роя! На 2-м месте - россиянин Андрей Каргинов, на 3-м - его соратник по команде Эдуард Николаев. Еще двое россиян Дмитрий Сотников и Антон Шибалов заняли соответственно 7-ю и 8-ю позиции.
Немножко потеснили соперники белоруса Сергея Вязовича - на этапе он пришел 12-м. А вот Александр Василевский - поднажал. Его «МАЗ» показал 17-е время (от коллеги по команде его отделяет около одного часа). Об экипаже Александра Полищука пока ничего не известно… Надеюсь на благоприятный исход!
Неудача, между 6-й и 7-й контрольными точками, видно, опять постигла экипаж казахстанца Артура Ардавичуса. При довольно скромной стартовой позиции (22-я») он с началом этапа стремительно приближался к первой десятке грузовиков, но затем потерял сразу три десятка позиций. В итоге - 40-е место на этапе. Очень жаль... Жду новостей от Артура Ардавичуса…
Естественно, изменился расклад сил в генеральной классификации. Пятерка лидеров в грузовом классе пока выглядит так: де Рой (1-е место), Ван Влит, Каргинов. Николаев, Стейси. Россияне Шибалов и Сотников - на 6-й и 10-й позиции соответственно. Белорус Сергей Вязович прописался на 9-й строчке, Александр Василевский - на 28-й. Казахстанец Артур Ардавичус занимает 32-ю позицию.
То, что борьба в грузовом классе будет острой, предрекали многие. Но что в эту борьбу в первой десятке грузовиков включится и экипаж белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто», предполагал мало кто. Разве что Артур Ардавичус, который накануне старта «Дакара-2014» весьма лестно
отозвался о заводской команде МАЗа…
Вдруг на арену выпустили этакую «темную лошадку», которую до поры до времени прятали в деннике...
А теперь предлагаю посмотреть красивые профессиональные фото с "Дакара". Окунуться в атмосферу торжественного старта и самой гонки возможно благодаря пресс-службе команды Astana Motorsports.