логичные песенки

Oct 14, 2008 12:48

Побывал вчера на концерте Роджера Ходжсона (почему-то в последнее время из его фамилии в русской транслитерации принято убирать букву "ж", хотя есть еще футбольный тренер Рой Ходжсон, и болезнь Ходжкина, например, и все они пишутся с "ж", так что хоть убей не могу понять, чем Роджер хуже). Дело происходило в Доме Музыки на Павелецкой, где я ни разу до этого не был и, вероятно, нескоро еще побываю - невероятно аляповатое здание, напоминающее большую автопарковку, увенчанную зачем-то сверкающим скрипичным ключом. Впрочем, у меня всякое круглое в плане архитектурное сооружение, построенное в последние несколько лет, вызывает ассоциации с автопарковкой: прекрасно помню, как, проезжая с папой по еще не сданному в эксплуатацию ходынскому кварталу, я был свято уверен в том, что опоясанный пандусами Ледовый дворец - это грандиозный гараж для жителей нового района.

Песни группы Supertramp, в которой Ходжсон играл в 70-е годы, меня всегда поражали тем, что длились зачастую минут по 6-7 - и при этом с точки зрения композиции в них, собственно говоря, ничего толком не происходило: рифф или мелодическая линия, заявленная в дебюте трека, сохранялись неизменными до самого эндшпиля, просто повторяясь бесчисленное множество раз. Даже фейдауты у Supertramp растягивались на целую минуту, а то и на все полторы. Вчера выяснилось, что устная речь Ходжсона подчиняется тем же самым законам: "Я так рад, что приехал к вам", - сообщил музыкант после первой песни; потом еще пара ни к чему не обязывающих предложений, потом снова - "Я так рад, что прихал к вам", еще пара предложений - и опять: "Я так рад, что приехал к вам".

Кроме того, музыка Supertramp - это песни победившего консонанса, за полтора часа выступления Ходжсона я не услышал ни одной малой секунды и даже ни одной большой септимы, вообще ни одного режущего слух созвучия. И сам он такой же: чистенький, хорошо сохранившийся, с аккуратно причесанными седыми волосами, немного похожий на доброжелательную немолодую даму. Из-под его пальцев льются сплошные консонансы, а изо рта, стало быть, сплошные банальности: "В современном мире так трудно сохранить в своем сердце любовь", "Эту песню я сочинил, бродя в сумерках по берегу океана", "Когда я закончил школу, я осознал, что меня там не научили самому главному - жить, любить, чувствовать".

Вместе с тем местами все это было действительно здорово - невзирая даже на пошловатые соло на саксофоне, словно бы позаимствованные из сборника "Romantic Collection". Естественно, моих любимых вещей Supertramp Ходжсон не сыграл - положа руку на сердце, они и впрямь странно смотрелись бы на самом первом в его жизни выступлении в России; я имею в виду такие треки, как "A Soapbox Opera" или "Babaji", в которых мне всегда слышалось какое-то щемящее чувство бесприютности, явно артикулированное помимо авторской воли, пробивающееся сразу сквозь несколько уровней глянцевого продакшна - между тем можно легко понять, откуда оно берется: Supertramp в Англии всегда считались американской группой, а в Америке - английской. Зато прозвучали три хита с Breakfast in America ("Logical Song", заглавная песня и "Take a Long Way Home"), а на бис Ходжсон спел "School" (и зачем-то дурацкую "Give a Little Bit" по второму разу). И все же самый симпатичный момент выступления наступил тогда, когда Ходжсон в финальном аккорде простенькой фортепианной баллады вдруг ни с того ни с сего взял да и слажал - сыграл ля вместо ля-бемоля. В зале фыркнули, музыкант смущенно произнес фразу, которой явно не было в сценарии (про то, что преимущество сольных концертов в том, что ты слышишь собственные ошибки - а когда на сцене full band, можно фальшивить сколько хочешь, все равно никто не заметит), и на какое-то мгновение в Ходжсоне можно было увидеть не калифорнийского яппи с парочкой платиновых альбомов под мышкой, каждое утро направляющегося поддержать здоровье в гимнастический зал, а - живого человека.

А еще я понял, что Ходжсон очень часто играет на клавишных так же, как это делал я на заре существования группы Uphill Work (точнее, конечно, правильнее было бы сказать, что я играл, как Ходжсон - но не суть). Это до сих пор можно услышать в некоторых наших с Костяном песнях - атавизм, оставшийся с тех времен, когда у нас еще не было ритм-секции: правая рука отбивает ритм, а левая в нижних октавах ведет мелодическую линию: см., например, композицию "Shine in Your Hands". Вообще, должен сказать, что возможность сочетать трудоемкий арт-рок с (желательно) яркой, напевной поп-мелодикой меня всегда очень завораживала - и пример группы Supertramp в этом контексте обнадеживает; авось, и я когда-нибудь заработаю на домик в Калифорнии (хотя еще лучше, конечно, в каком-нибудь тихом европейском городке с фахверком).

Чтобы было понятно, о чем речь, вот ролик с песенкой "Logical Song", подарившей название этому посту:

image Click to view

Previous post Next post
Up